Афиша: ,

Рецепт блестящей карьеры художника или что общего у Людмилы Кузьминой и Уильяма Хогарта

2 марта 2015

1hogarthcrocodile

В этот четверг в Самарском художественном музее открывается выставка гравюр Уильяма Хогарта. Великого английского художника и, возможно, первого поп-артиста.

Да-да, там есть серия про проститутку, дальше можно не читать. Здесь будет рассказано о том, как, на самом деле всё похоже в этом мире. Уильям Хогарт родился в семье типичного креакла. Его папа пытался открыть в Лондоне кофейню, где все должны были говорить на латыни, естественно, прогорел и просидел пять лет во флитской тюрьме для должников. (А вы еще на коллекторов жалуетесь!) Из-за этого маленький Уильям поздно пошел в школу и начал критически относится к обществу. И отношение свое демонстрировать, посредством изобразительного искусства. Хогарт с самого начала творческого пути был настоящим новатором, и сегодня, конечно, был бы воспринят, как совриск. При этом Хогарт, во многом, предвосхитил все «находки» Энди Уорхола в поп-арте, но только на другом технологическом уровне.

analisis-of-beauty

Уильям Хогарт с самого начала стремился к максимальному тиражированию и распространению работ. Он ввел в интерьер и сделал модными небольшие портреты, которые быстрее писать и которые идеально «вставали» в формат модных тогда гостиных. Он использовал передовую на тот момент технологию гравюры, чтобы печатать тиражи (!), которые и сделали Хогарта наконец-то состоятельным. Хогарт настолько преуспел в этом, что по свидетельству современников в середине XVIII века в каждом английском доме была хотя бы одна работа Хогарта. При этом Хогарт был художником очень остросоциальным. Еще за десять лет до «Карьеры проститутки», свои самые первые сатирические работы он посвятил краху акционерной компании Южных морей. И критике опер и маскарадов! То есть бездуховности современников, их дурному вкусу. Толпы народа на гравюре устремляются в оперу и маскарад, а тележка с книгами — лучших на тот момент авторов (Шекспир уже есть) никому не нужна.

Masquerades_and_Operas
И эта очень конкретная критика продолжалась на протяжении всей блестящей карьеры Хогварта, более того, служила ему источником славы и дохода. В 1752 году Уильям Хогварт занялся тем же, чем и Людмила Кузьмина — начал разоблачать коррупцию и выборные махинации в различных «гнилых местечках». Можно сказать, что серия из пяти живописных работ, которые, увы, в Самару не привезут, сохраняет актуальность и по сей день. Содержание картин почти то же, что и в отчетах Кузьминой. Подкуп избирателей, админресурс, манипуляции со стариками и больными. Все узнаваемо. Разница только в том, что нарисовано это два с половиной века назад. И это к слову о том, сколько времени России надо… Проехали. Ведь Хогарт на своих «разоблачениях» разбогател, а Людмила Кузьмина попала под штрафы и в список агентов.

William_Hogarth_028_OBNP2009-Y04345

Серия «Выборы в парламент». Предвыборный банкет.

В Самаре тоже будет много актуальной социальной гравюры. И на Хогарта есть смысл смотреть не как на забавные интерьерные картинки с тщательной прорисовкой деталей, а как на уникальный опыт, когда социальное стало топливом для художественного. И не просто художественного, а практически гениального. Ведь Хогарт — настоящий гений, один из главных творцов британской культуры. Можно только удивиться насколько это непохоже на те стратегии, которые выбирают художники сейчас. У нас. В Британии-то Бэнски. А здесь — сплошное отстранение и уклонение. Ну, и, конечно, ссылки на другие времена. Хотя, глядя на свежие и сочные эмоции, которыми насквозь пропитаны гравюры Хогарта, понимаешь — времена всегда те, что выбрал.

Открытие выставки Уильяма Хогарта в четверг, 5 марта, 18-00.

pNa

Оставьте комментарий