Афиша

Завтра открывается первый проект Средневолжского филиала ГЦСИ в Самаре

20 января 2015

unknown

С 2015 года в Самаре начинает работу Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства. Его первый проект — «Волга. Ноль» — долгосрочная программа в формате персональных авторских презентаций, направленная на открытие, осмысление, развитие и популяризацию актуальных художественных практик, образующих локальные художественные контексты городов Поволжья.

Программа: Выставочная

Кураторы: Неля Коржова, Константин Зацепин

Участники: Евгений Бугаев, Олег Елагин, Анастасия Альбокринова, Сергей Баландин, Александр Зайцев, Оксана Стогова, Владимир Логутов, Андрей Сяйлев, Анна Коржова, Дмитрий Кадынцев, Дарья Емельянова, Алексей Зайцев, Александр Филимонов, Ольга Филимонова, Фрол Веселый, Дмитрий Жиляев, Анфиса Доброходова

Время проведения: 21 января — 29 апреля 2015, по средам с 19:00 до 21:00

Площадка: Средневолжский филиала ГЦСИ (Самара, ул. Ново-Садовая, д. 149, Фабрика-Кухня)

 

В последнее десятилетие в Самаре активно функционируют различные художественные сообщества, реализовано большое количество групповых проектов — при ощутимом дефиците индивидуальных высказываний, прежде всего, новейших поколений, что ведет к нивелированию ситуации в целом. Индивидуальное видение, изъятое из арт-оборота, ведет к фрустрации внутри сообщества.

Проект «Волга. Ноль» позволяет выстроить, сделать зримой, актуальную «карту» поля художественных действий, из которой можно будет вычленить складывающиеся тренды отдельных сообществ и территорий. Это своего рода «анатомия» локальной художественной среды, направленная в том числе на «перезагрузку», «обнуление» ситуации. Выстраивая цепь презентаций как непрерывный событийный ряд, проект призван сделать «невидимую сцену — видимой» (по выражению П. Гилена), стать очередным шагом во вписывании локальных смыслов в глобальный художественный контекст. В этом смысле проект «глокален».

Формат авторской презентации в рамках программы строится по формуле: один день — одно событие — один художник. Это не традиционный формат выставки в устоявшихся пространствах восприятия искусства (галереях и музеях), а перевод восприятия в формат встречи с художником здесь и сейчас вне ритуализированной формы посещения выставки. Повторяемость данного формата в одном и том же месте, при смене действующих лиц создает линию насыщенной событийности, позволяющей сравнивать художественные языки, что не всегда получается в формате групповой выставки.

Местом реализации проекта является само пространство нового ГЦСИ — уникальный памятник советского конструктивизма 1932 года Фабрика-Кухня. Поскольку в ближайшие годы здание будет находиться на реставрации, стратегически важно формирование насыщенной коммуникативной среды в этом Месте, превращение его в пространство Встречи с искусством. Так как Фабрика-Кухня близка к заводским и спальным районам, являясь перекрестком «старого» и «нового» города, необходимо восприятие этой площадки широкими массами горожан как дружественной, создание имиджа новой культурной точки как открытой, современной, динамично развивающейся организации. Город — это место искусства. Такой вектор восприятия пространства диктует новая культурная площадка.

 

ПРОГРАММА:

21 января Евгений Бугаев
28 января Олег Елагин
4 февраля Анастасия Альбокринова
11 февраля Сергей Баландин
18 февраля Александр Зайцев
25 февраля Оксана Стогова
4 марта Владимир Логутов
11 марта Андрей Сяйлев
18 марта Анна Коржова
25 марта Дмитрий Кадынцев, Дарья Емельянова
1 апреля Алексей Зайцев
8 апреля Александр и Ольга Филимоновы
15 апреля Фрол Веселый
22 апреля Дмитрий Жиляев
29 апреля Анфиса Доброходова

 

Неля Коржова: Авторская презентация предполагает, что художник «говорит» о себе сам, вне клише, под которые его подгоняет ситуация, время, деньги или еще что-то. Все выставляются либо на групповых выставках — и тогда транслируется какая-то кураторская идея, либо, что еще более часто и, на мой взгляд, достаточно бедственно для художника — это выставки в формате одного дня и шоу, как «Ночь музеев», когда имен много, но очевидна мешанина. И всегда понятно, что город накопил достаточно культурного капитала и существует необходимость дать каждому некий размер для высказывания. Это важно прежде всего для самого художника. Потому что одно дело — создать пару работ и показать их на десяти выставках, а другое — возможность выработать нечто самому, окинуть взглядом собственный художественный язык.

Константин Зацепин: Я понимаю вот этот «ноль» как попытку отказа от устоявшихся форм и начало некой новой формы. По крайней мере, хотелось бы, чтобы выросло нечто новое. В том числе это и попытка возврата к Автору. Обращение к его фигуре ставит вопрос выработки нового формата — само-показа, само-презентации художником самого себя. Через каждого отдельного художника, таким образом, «выговорится» сама среда в целом. Здесь, конечно, не обошлось без определенной театрализации. Нужно, чтобы местная художественная сцена сама показала всю себя, вне жестких рамок и концептуальных ограничений.

 

Презентация №1 — Евгений Бугаев
21 января, 19:00 — 22:00, двор Фабрики-кухни

Евгений Бугаев (Чертоплясов) представляет «метафизическое» направление в самарском искусстве. Важное место в его художественных практиках занимает проблематика «невыразимого», тайны, загадочной сущности предметов, невыговариваемой средствами языка. В видео- и фотоработах Бугаева важное место уделено эзотерической геометрии, фигурам как таковым, вступающим в отношения с «реальным» миром. От многих современных самарских авторов Бугаева отличает любовь к завершенному Произведению, из которого выкинуто все лишнее. Интерпретатору тут и выдумывать нечего – философия не просто заложена, а даже нарочито подчеркнута самим автором. Алхимия, метафизика, геометрия – всего этого в произведениях Евгения даже чересчур много. Чего в них демонстративно нет – это так называемой «реальной жизни». В этом смысле искусство Бугаева демонстративно «неактуально», за что художника порой упрекают в консерватизме и аполитизме.

Художественный мир Евгения Бугаева всегда остается покрытым тайной. Сам художник называет свое искусство эйдетическим (от греч. eidos — смысл) и метафизическим. Метафизический эффект создается сочетанием фотографических обликов и вечных символов, низменного и неизменного, профанного и сакрального. Образы Бугаева не имеют конкретного, вещественного значения, главная их способность – отсылать к Иному. По мнению Бугаева, утраченную Традицию можно воссоздать силой искусства. Свое творчество он соотносит с направлениями неоакадемизма, некрореализма, итальянских метафизиков, дюссельдорфской школы. Эти эстетики органично сочетаются у Бугаева с отражением «души родных мест». В видеоработах художника значимо прежде всего состояние, в которое они вводят терпеливого зрителя. Это состояние печали, утраты и тишины. Эта тишина погибшего мира, в котором еще остались образы Красоты, Истины и Блага

 

Дополнительная информация:
Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства
Адрес: Самара, ул. Ново-Садовая, д. 149, Фабрика-Кухня
+8 (846) 332 32 96
korzhovanelya@gmail.com, zatsepin2002@mail.ru

Оригинал

pNa

Оставьте комментарий