Афиша: , ,

Горький вкус Победы

27 мая 2015

9-1_

В театре «Самарская площадь» состоялась премьера спектакля «Красное вино Победы» по одноименному рассказу Евгения Носова.

Белые койки стоят в ряд. Огромные оконные проемы закрыты до поры до времени белой воздушной тканью штор. Эта белизна обстановки не праздничная, а больничная, удушающая. Здесь будут страдать шестеро главных героев – шестеро бойцов, попавших, как назло, под самый конец войны в стерильный капкан госпиталя. Это как получить травму накануне чемпионата мира, как споткнуться у финиша, как… В общем, очень обидно.

Но сначала им странно, непривычно после грязи и шума передовой очутиться в чистоте и тишине больничных палат. А вот потом уже тяжело: ждать, пропускать самое важное, размокать под панцирем сереющего от времени гипса.

Они рассказывают обо всем этом сами, обращаясь непосредственно к зрителю, еще не надевая бутафорских накладок, имитирующих гипс. Шесть монологов, сплетающихся в одно повествование, шесть личностей, шесть душ, не запертых в фиксирующий каркас, будто и вовсе лишенных тела. В этом многоголосном повествовании возможно все: герои с травмами ноги могут себе позволить станцевать, безрукие размахивают руками…

Но вот один за другим они оказываются в гипсе, ложатся на койки, почти не двигаются и их обращение к зрителю сменяется беседой друг с другом. Хотя можно ли назвать беседой крики, споры и неловкие драки обездвиженных пациентов? Им постоянно достается за это от медсестры (Юлия Бакоян) и санитарки (Елена Остапенко), особенно – старшему, Бородухову (Геннадий Муштаков). Саенко (Павел Скрябин) все норовит смыться из палаты, Самоходка (Олег Рубцов) страдает по женскому полу (и между делом зовет медсестру замуж). Даже безрукий Михай (Роман Лексин) недолго предается унынию, становясь для неходячих источником информации о жизни за окном. Участие в больничном «кипении» не принимает только Копешкин (Игорь Белоцерковский). Придавленный гипсовым «самолетом» (гипсовая фиксация обеих рук, груди и шеи), он еле слышно шепчет, своим присутствием внося в атмосферу палаты нотку трагизма. Остальные нетерпеливо ворочаются на койках и напоминают мальчиков, которые хотят скорее бежать играть во двор, а не скучать дома. Тем более – весна… Тем более – Победа!

Она прокрадывается в госпиталь незаметно. Полковник Таранцев (Олег Сергеев) в три часа ночи напутствует Звонарчука (Сергей Боряков), что надобно переменить постельное белье, заколоть кабанчика и добыть вина, потому что спирт – непразднично. Волнующее предчувствие не обманывает – это победа. Распахнутые окна, настоящий оркестр, приближающийся издалека и выходящий на сцену, девушки с букетами – таким героям суждено запомнить самый радостный день в их жизни.

Наверное, таким его помнил и автор рассказа Евгений Носов. Режиссер вводит в инсценировку нового персонажа по фамилии Носов (Сергей Булатов). Это оправданно, учитывая автобиографичность текста.

Писатель каким-то образом сумел в маленьком рассказе затронуть многие военные темы: герой без наград, молодой мужчина, ставший инвалидом, «несвоевременное» ранение и невозможность довести войну до конца, влюбленность в медсестру, жестокая бессмысленность смерти, радость со слезами на глазах, цель, за которую воюет каждый, – и многое другое.

А постановщик каким-то образом дает работу всем органам чувств, и это оказывает сильное воздействие на эмоции: мы слышим «Вставай, страна огромная!», и это пробирает до костей, чувствуем запах лекарств и морщимся от воспоминаний о больничных койках, видим, как алеет красное вино на фоне белоснежной палаты, и понимаем, какой кровавой ценой дался нашей стране праздник Победы.

Маргарита Прасковьина

Фото Сергея Курочкина 

Театр «Самарская площадь»
Евгений Носов
Красное вино Победы
Постановка – Евгений Дробышев
Сценография – Мария Утробина (Москва)
Хореография – Игорь Катков

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 9 за 2015 год

 

Оставьте комментарий