Афиша: , ,

Время любить

22 марта 2016

ba362b25-f791-47e6-aa71-01535f7c2d30

Как бы мы ни старались – в любви мы остаемся дилетантами, как, впрочем, и в весне. Так уж получилось, что зима властвует у нас бесконечных 9 месяцев. Вместе с бронзовыми закатами и ночным небом, усыпанным жемчугом, неторопливо приходит лето, правда, от силы дней на 60.

Весна же и вовсе проносится в один месяц. Она так упоительна и быстротечна, что совершенно сбивает нас с толку. Мужчины и женщины, изголодавшиеся по настоящему улыбчивому солнцу, а не его дохлому подобию, словно из жалости подсунутому зимой, ждут мартовскую капель нервно, с надрывом. А потом раньше времени, подзадориваемые ясным небом, меняют приросшие к коже шубы и пуховики на легкие пальто и с энтузиазмом шлепают каблуками по тягучей грязи, не дающей стыдливому асфальту до конца обнажить бесчисленные трещины и ямы – очередные подтверждения того, что к весне из года в год мы оказываемся не готовыми.

Еще меньше мы подготовлены к извечным спутникам этой поры – любви и ею даруемому счастью. Едва пришедшие в себя после зимней спячки мужчины и женщины влюбляются друг в друга единым выдохом – что может быть прекраснее? Руки, сплетенные в трепетном рукопожатии, неуместные эскапады, продиктованные волнением первого свидания, смущенный взгляд, брошенный из-под опущенных ресниц, – с этого начинаются нежные чувства, так весна набирает силу. Именно в весеннюю пору приходит отчетливое понимание того, что любовь парит над временем, пространством и историей, неустанно преследует мужчину и женщину вне зависимости от того, как с течением эпох трансформируются их образы.

Отчасти об этом, но в основном о том, как изменялись идеалы дам и их кавалеров в XIX – XX вв., повествует новая выставка, открывшаяся в музее Алабина в начале марта. В экспозиции представлено более 200 открыток (репродукции картин и оригинальные рисунки художников), изданных полтора века назад в Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Швеции и России. Раритеты хранились в фонде музея, пока сотрудникам не пришла в голову мысль сформировать из них целую выставку с поэтическим названием «ОН И ОНА: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА В ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ».

296e939b-261b-40d8-847d-01535f7c0a4f

Все открытки объединили по группам, представляющим определенный временной промежуток и соответствующий ему образ. Так, на карточках начала XX века перед нами предстает женщина двойственная: она нежна и одновременно лжива, невинна и при этом в ее лице можно уловить роковые черты.

На открытках – утонченные струящиеся силуэты и пышные прически, украшенные настоящими произведениями искусства – дамскими шляпками. Радикально идеал женщины трансформируется после революции 1917 года. На смену воздушным барышням приходят сильные духом, не понаслышке знакомые с тяжелым трудом пролетарки.

На выставке представлена и целая плеяда мужских образов. Здесь временные рамки не так явственны, а перемены не столь значительны. С открыток исподлобья смотрят свободолюбивые и уверенные в себе бунтари, всегда находящиеся в оппозиции. А рядом с ними расположились творцы – приверженцы всего нового, создатели собственной реальности, готовые в любой момент с головой окунуться в самое опасное приключение. Среди них – знаменитые летчики, космонавты, композиторы, художники и литераторы.

Дополняют коллекцию открыток различные аксессуары и предметы обихода, тонко характеризующие мужчину и женщину той или иной эпохи. К слову, все вещички, стряхнувшие с себя пыль музейных фондов, – подлинные. Миниатюрные сборники стихов, изысканные шляпки и разноцветные веера настраивают посетителей на романтический лад и влекут за собой нежные фантазии. Вот возлюбленные, спрятавшиеся от весеннего дождя под ажурным дамским зонтиком, рука об руку прогуливаются по шумной городской улице, не замечая криков торговцев и препирательств извозчиков. А тут под сенью деревьев взволнованный денди в ожидании хрупкой барышни нервно вертит в руках изящную трость, купленную им не из-за боли в ногах, но ради моды. Ну что мы опять о любви!

Заключительными аккордами выставки стали авторские работы Анны Митко, главного художника Сызранского драматического театра имени Алексея Толстого. И снова – фигуры мужчин и женщин: Лилитук, Мельпомена, боярыня Акулина. Герои мифов и сказок выполнены в непростой технике – бумагопластике.

Мария Акимова

Фотографии Volga News

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 5 (93) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий