Афиша: , ,

Победа класса над колоссом

2 мая 2016

18-1_Виноградова

Питерское золото. Ура! Оно все наше! Издав этот оптимистический клич, спешу его откомментировать. А то подумаете, что златолюбивые самарцы ободрали эрмитажную Золотую гостиную.

Наша взяла!

Три юных самарца, питомцы Аллы Виноградовой, получили три первые премии, по числу номинаций: в младшей, средней и старшей группах. Так не бывает! Все золото – в одни руки? В Самару? А как же Москва, Петербург, Екатеринбург? Обычно конкурсные «весы» строго отмеривают: кому золото, кому бронзу, а кому и ничего не достанется.

На Международный конкурс «Я – композитор» имени В. Гаврилина ездили Арина Козлова (ДМШ № 1), 14 лет, старшая группа; София Кистанова (ДМШ № 1), 12 лет, средняя группа; Полина Сакеева (Детская центральная хоровая школа при САТОБ), 10 лет, младшая группа.

Старейшая консерватория страны. Полуторавековая композиторская школа. Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов… Там учился Петр Ильич Чайковский, учился, преподавал Шостакович.

Класс Виноградовой соревновался с питерским колоссом, с великой столичной традицией – и победил!

Загадки, тайны, секреты всюду, куда ни ступи

«Даже поверхностный взгляд на проблему композиторского творчества (не только детского), связанного со звуковой субстанцией, поражает множеством сложных, а точнее, загадочных вопросов, – говорит Алла Виноградова. – Творчество посредством звука – это попытка создавать нечто из как бы «несуществующей» материи (ведь музыкальный звук не пощупаешь, не увидишь, не понюхаешь, не попробуешь на вкус)».

И как у композиторов получается из пустоты производить эти музыкальные миры? «Смысл музыкальных структур формируется и обнаруживается не только в сфере интеллекта, но, может быть, в большей степени в области интуиции. В связи с этим создание, так же, как и фиксация, или «улавливание», смысла в сфере музыкального звука представляет собой очень тонкий и сложный процесс. Звук связан с духовным потенциалом человека, с предчувствием и предощущением Вечного».

Эти определения феномену творчества дает композитор зрелого возраста, искушенный в секретах мастерства и в духовных смыслах сочинительства. Приложимо ли это к детям?

«Детьми в отношении к звукотворчеству испытывается неосознанная «жажда», – утверждает Алла Виноградова. – Естественно, обращение к сочинительству музыки возникает в детстве и юности спонтанно, скорее как зов некоего внутреннего голоса».

Победные реляции с примесью обиды

За плечами Аллы Леонидовны Виноградовой 22 года преподавания композиции в ДЦМШ, 11 лет – в школе им. Д. Д. Шостаковича. У ее учеников: 29 дипломов международных конкурсов в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Самаре; 9 дипломов всероссийских конкурсов в Москве, Саратове, Самаре; 12 дипломов межрегиональных конкурсов в Нижнем Новгороде, Пензе, Самаре, Сызрани; 10 дипломов областных конкурсов.

Общим числом шестьдесят. Примерно по три в год! Упорно, неотступно, на протяжении всех лет своего служения самарской культуре! С несгибаемым упорством той самой латинской капли, про которую с детства слышу от своих родителей-медиков: Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo. Капля долбит камень не силой, но частым падением.

Но какие-то слишком уж твердые у нас камни.

«В 2012-м трое моих учеников стали лауреатами Международного конкурса имени Д. Д. Кабалевского, и мне как наставнику полагалось поощрение за одного из них. Но отказали в связи с белорусским гражданством. Вот тогда я взялась за подсчеты, чтобы выяснить: почему работать, воспитывать, достигать, побеждать – можно, а быть поощренным за свои труды – нельзя?»

Александр Петров – лауреат международных, всероссийских, межрегиональных, областных конкурсов по композиции и музыковедению; в 2011-м награжден именной премией губернатора Самарской области для одаренных детей и подростков в номинации «Художественное творчество».

Петр Дятлов и Александр Одельский – лауреаты международных, всероссийских, межрегиональных, областных конкурсов по композиции.

Растут ученики… Малыши пишут свои радостные музыкальные картинки, фортепианные пьесы, песни, старшие – оканчивают музыкальное училище, учатся в консерватории, шагают вверх по лестнице профессионального самосовершенствования. А ступеней в ней – немерено… Вперед, молодежь, перед вами – бесконечность!

Наталья Эскина

Музыковед, кандидат искусствознания, член Союза композиторов России.

Фото Анастасии Шмагиной (Волжская коммуна)

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 8 (96) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий