Афиша

О театр, ты – мир…

13 мая 2016

DSC05471 (1)

Театральный фестиваль в наше время – это, прежде всего, праздник. Но нередко еще и конкурс. «Волжские театральные сезоны» – фестиваль конкурсный, после каждого спектакля – разбор, по окончании – подведение итогов и вручение наград. Поздравим лауреатов и попытаемся познакомить читателя с нашим взглядом на «Волжские театральные сезоны» 2016 года.

Первое «но» касается собственно программы, предложенной отборочной комиссией. Одно дело, когда вы ходите в театр несколько раз в неделю – тогда вы обречены смотреть практически всё, что предлагают. Но если «поход» в театр для вас – праздник, тогда вы обращаетесь к рекомендациям экспертов и с надеждой доверяетесь их выбору.

Практически на всех фестивальных спектаклях – переполненные залы, «браво» и даже подзабытые ловцы автографов: фестиваль-праздник несомненно удался. Но будем честны: более всего это результат эмоционального голода, тоска по свежим зрительским впечатлениям, вот уже много лет замкнутым на продукцию исключительно местных театров. Театров любимых, но жизнь куда разнообразней. Афиша, к сожалению, оказалась интереснее «начинки».

Второе «но» касается решения жюри – с ним читатель может познакомиться в этом номере нашей газеты – решения, с которым, как известно, не спорят и которое обжалованию не подлежит. И мы не будем его оспаривать. Но без комментария не обойтись, тем более что предложенный состав «лучших критиков страны», похоже, навовсе оккупировал право судить и устраивать разносы на фестивалях, проходящих в Самарской губернии.

Вначале о «мелочах». Замечательный музыкант, главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Александр Анисимов, народный артист, заслуженный деятель, лауреат «Маски» и множества других премий, получил приз «за интерпретацию партитуры балета «Дама пик» А. Чайковского». Мы бы искренне за него порадовались, если б не прибавочка: это был приз за лучшую работу дирижера. В конкурсе, где Александр Михайлович состязался с самим собой (он ьыл дирижером еще и в опере «Медведь»), молодым стажером из театра Сац и двумя магнитофонами (балетные спектакли иногородних театров шли под фонограмму). Ну, не сумели вы организовать полноценный дирижерский конкурс, зачем же этот унизительный для Маэстро тычок?

Теперь о скверностях покрупней. Единственным театром в номинации «драма», не отмеченным даже поощрительным призом, оказался Самарский академический театр драмы, представивший на конкурс «Варваров» – спектакль небесспорный, но, безусловно, заслуживающий внимания и, кстати, недавно показанный на VII Российском театральном фестивале имени М. Горького в Нижнем Новгороде, заслуживший овации публики и похвалы жюри, а Нина Лоленко за исполнение роли Надежды Монаховой – еще и премию имени Н. А. Левкоева.

Жюри, работавшее в Самаре, не обнаружило в спектакле ничего. Не смогло или не захотело?

Удивительно, но оплеухи получили все самарские театры. Только мудрый Сергей Филиппович Соколов сумел убедить начальство, что СамАрт так занят подготовкой к открытию новой сцены, что ничего показать не может – даже «Гамлета», который моложе большого числа конкурсантов. (Если кто в театре решит скинуться ему на спецприз «За мудрость» – мы в доле.)

Каков же итог деятельности жюри? Оно дезавуировало многочисленные утверждения министра культуры Самарской области и председателя Самарского отделения СТД об успехах самарских театров на «театральном фронте», достигнутых в последнее время, или просто заигралось в закулисные интрижки?

Да бог с ними. Пусть разбираются. А мы советуем открыть 6, 7, 8 и 9 страницы нашей газеты: там о главном – о фестивальных спектаклях.

Виктор Долонько

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 9 (97) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий