События: , ,

Что в нашем ларце?

16 июля 2016

9-2_Ларец

85-й сезон в Самарском академическом театре оперы и балета подходит к концу. Как обычно, летнее тепло украшено появлением в репертуаре новых названий. В этот раз премьеру достали из «Сказочного ларца».

«Сказочный ларец» – название новой детской музыкальной сказки. Театр гордится тем, что спектакль создала самарская постановочная группа.

Малыши в 2016 году с ларцами вряд ли имеют дело. Теперь узнают: ларец – шкатулочка такая, расписная на диво, этакий сказочный сундучок. На протяжении спектакля все время так и плавает по сцене, все время на глаза попадается.

В «Ларце» у нас, примерно как в известной русской песне про коробейников, «есть и ситец, и парча». И платок шелковый, умелицами русскими расшитый, и поясок для доброго молодца.

Но ларец-то наш непростой. Раз – и вытащили из него сказку! О чем она? О нашем прошлом. О том, как рождалась Самара. Как выглядела старинная крепость Самар. О том, что за люди здесь жили. О дружбе народов России. Чередой проходят по сцене добры молодцы и красны девицы в национальных одеждах – русских, чувашских, мордовских, татарских.

Разноцветное ожерелье национальных культур – не единственный подарок из «ларца». Есть там и сказочный сюжет. Сюжет напоминает что-то мучительно знакомое. Хотя известно: сюжетов в мировом искусстве всего-то два или три. Если покопаться…

Покопаемся. Прерванная в самом начале любовь и свадьба. Невесту прямо из-под носа увели. Уж не волшебники ли? Но никакого Черномора в самарской сказке не обнаруживается. Это вам не Пушкин с Глинкой, не «Руслан и Людмила». И, конечно, не будем досказывать сказку до конца. Знакомые сказочные мотивы, как русский или чувашский орнамент, как узорочье мордовских или татарских костюмов – очевидно, они у нас в крови.

На эти «узоры» самарской истории опирался создатель сюжета «Ларца» Леонид Острецов – писатель, историк, режиссер фильмов и этнокультурных программ по истории, географии, этнологии народов Самары и Поволжья. Стихотворное либретто (с явными следами влияния Пушкина и Леонида Филатова) написал Александр Немировский, стихи и музыку песен – бард Андрей Колесников, лауреат фестивалей авторской песни. На основе песен Андрея, фольклорного материала и авторских композиций дипломантом всероссийских и международных конкурсов Ольгой Дарвиной создана музыкальная партитура спектакля. Добрые слова хочется сказать и о работе молодого театрального художника Александра Пырялина.

«Сказочный ларец» – третья большая режиссерская работа заслуженной артистки России Евгении Теняковой на сцене нашего театра.

Зрители непосредственно соприкоснулись со сказкой: театр сотрудничает с Детским домом № 1 имени Б. П. Фролова, проводит мастер-классы по изготовлению театрального костюма, знакомит с работой постановочных цехов. Для спектакля мастерицы из кружка филейно-гипюрной вышивки самарского Дворца детского и юношеского творчества передали декоративные салфетки, а коллектив «Жемчужинка» школы № 176 – древнерусские воротники ажурного плетения. В изготовлении чувашского национального костюма для одного из действующих лиц спектакля – дядюшки Ильпека – приняли участие воспитанники детского дома.

Шла на спектакль, надо признаться, без большого желания: уж очень жарко, на улицу страшно нос высунуть. Сидеть бы себе дома.

Но вот вхожу в торжественное бело-синее пространство Малой сцены. И умиляюсь: аншлаг. Зрительный зал напоминал пирог. Наружный слой в пироге, как мы знаем, состоит из теста. Оно нужно, чтобы сдерживать напор начинки. Этим «тестом» послужили родители. Они ограждали и сдерживали копошащиеся массы детишек. Малышей отделили от взрослых и посадили в середине, чтобы им лучше видно было. «Начинка», правда, вела себя на удивление тихо. Стоически восприняла разделение с родителями, внимательно просмотрела спектакль. Хорошо в Малом зале – всё близко, всё рядом. Артисты к детям обращаются – дети участвуют в действии, нужно же и героям кое-что подсказать, и за ними некоторые жесты их повторить.

Цель спектакля достигнута. По Льву Толстому, это и есть главная цель искусства – сблизить людей: артистов и публику, детей и взрослых. Все уложилось в единый пестрый и радостный узор.

Наталья Эскина

Музыковед, кандидат искусствознания, член Союза композиторов России.

Фото Елизаветы Суховой

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий