События: , ,

Страстная классика

6 июля 2016

0_111edf_8c1a1f17_orig

«Тремоло – знаете, это вообще такой волнительный момент в музыкальном произведении, означающий дрожание, трепет, очень быстрое движение смычком у струнных инструментов, – говорит художественный руководитель фестиваля маэстро Фабио Мастранжело. – Это фрагмент, в котором происходит нечто важное. Кульминация. И все зависит от внутреннего наполнения».

На фото: три дирижера — Щербаков, Мастранжело и Прасолов.

Каждый день музыкального фестиваля в Тольятти, традиционно проводимого в третьей декаде июня в зеленой зоне, был наполнен. Самым разным содержанием. Объединяющим фактором, как всегда, были декорации: Волга, бриз, мачты у причала, горизонты Жигулей, объятья сосновых крон.

Сейчас, когда фестиваль прошел уже в 9-й раз, завоевав явное признание у местных туроператоров, жителей и гостей Тольятти, можно утверждать, что его место в событийном календаре зафрахтовано. И надолго. Смена названия (прежнее – «Классика над Волгой») даже в какой-то степени помогла мотивировать зрителей, ибо организаторы ясно дали понять: музыка для всех. Если до того были заходы из классики в рок, поп, арт-хаус, джаз, модерн и прочее, то теперь фестиваль приобрел некую идеологическую устойчивость.

«Только всем понятная, всеми любимая и страстная классика», – уточнили в пресс-релизе фестиваля. Прежде всего, устроители стремились сделать продукт более понятным для иностранного зрителя в канун ЧМ-2018. И, конечно, они просто развязали себе руки для воплощения в жизнь самых смелых идей, не подпадающих под определенный формат.

Также дело состоит и в том, что любое мероприятие учитывает коммерческий момент, а на классическом репертуаре, как известно, заработать трудно. Не вдаваясь в маркетинговые тонкости, отметим следующее. Очевидно, что несколько лет назад директор фестиваля Алексей Возилов поймал атмосферную суть, нерв события. И ему стало дико интересно все, что происходит до, во время, и после. Он «заболел», собрал единомышленников, всерьез занялся продвижением.

О том, насколько оно успешно, говорят приобретенные регалии. В 2014-м жюри национальной премии Russian Event Awards наградило мероприятие званием «Лучший проект в области культуры» на рынке событийного туризма России. В 2015 году фестиваль взял Гран-при в аналогичной номинации, по итогам 2015 года вошел в шорт-лист лучших проектов национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» в номинации «Лучший проект в области продвижения территорий», до вершины пока не добрался. Но все впереди.

Что же ожидало нас на этот раз? И все ли ожидания оправдались?

Леди молода, потому прекрасна

Открывал фестиваль мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу в постановке Оперной студии Казанской консерватории имени Н. Г. Жиганова с участием смешанного хора, камерного оркестра Казанского музыкального колледжа имени И. В. Аухадеева и театра танца «Сайдаш».

Сотрудничество с консерваторией Татарстана продолжает линию поддержки молодых артистов. В спектакле играли юные, статные и приятные собою актеры. Это придало действу свежесть, задиристость. Однако ни режиссерские находки, ни молодой драйв не помогли преодолеть эклектичность и неровность. До антракта труппа работала слегка растерянно, вероятно, стараясь тщательно воплотить все задуманные детали, но теряя при этом драматургический стержень.

Исполнитель роли Генри Хиггинса, пожалуй, выглядел наиболее убедительно, а его бархатный баритон очаровал женскую половину зала. Ансамбль главных персонажей, включая Элизу Дулиттл, Хиггинса, Пикеринга, а затем влюбленного Фредди, распелся и разыгрался ближе к концу, актеры просто наслаждались процессом, заряжая друг друга. Героиня была хороша – пластична, обаятельна, так что мелкие шероховатости не испортили впечатления. Все действо имело современный оформительский антураж в виде баннерных декораций, экрана, света. Для спектакля студенческого уровня в целом неплохо. Однако часть зрителей справедливо сетовала на затянутость (все закончилось в половине второго ночи) и несоответствие билетной цены статусу постановки.

0_111ab1_96c4431a_orig

Старая добрая история о волшебном преображении цветочницы в светскую даму благодаря ее собственным качествам и поддержке авторитетных покровителей, как ни странно, оказалась очень созвучна пути самого фестиваля. Это сразу же подметили вездесущие блогеры, корректно сравнивая Возилова и Элизу. Наивность и предприимчивость, помноженные на искреннее желание выйти за рамки комфорта, настойчивость и терпение поистине творят чудеса.

Почти Голливуд

Несомненно, в Год кино организаторы продумали этот ход, ведь он давал огромный простор для воплощения.

Меню порадовало. В первом блоке потрудился петербургский секстет народных инструментов с аппетитным названием «БИС-КВИТ». Коллектив играет в стиле crossover, отличается отличной формой, презентабельностью и чувством публики. Его руководитель Андрей Антипов (бас-балалайка) вел программу, давал веселые комментарии, подбадривая музыкантов. А те дули на балалаечные струны, изображая ветер в парусах («Пираты Карибского моря», моментом переименованные в «Пиратов моря Жигулевского»); размахивали российским флагом под «Марш славянки»; совершали прыжки на сцене, не выпуская саксофон из рук; «жужжали» на домре в «Полете шмеля» – эффектов было немало, и они весьма удачно вписывались в общий контекст.

0_111b08_e0e49db0_orig

Программа «БИС-КВИТа» оказалась одинаково интересной как для профессионалов, оценивших виртуозность исполнителей и качество аранжировок, так и для тех, кто просто пришел отдохнуть и приобщиться. Ребята показали, что равно владеют и традиционным фолком («Валенки»), и приемами, позволяющими создать иллюзию оркестрового звучания.

Второй блок представлял собой пластическую интермедию театра «Вариант» на пирсе. Для фестиваля сотрудничество с мимами – традиция. От взаимодействия выигрывают, прежде всего, зрители, которым просто некогда было скучать – не то что праздные разговоры вести во время антракта. Узнаваемые образы Великого Немого визуально оживили вечер под названием «Легенды кино».

0_111b14_dfa5f56b_orig

Третий блок, на мой взгляд, несколько диссонировал с предыдущим. Безусловно, капелла «Ярославия» (художественный руководитель Владимир Контарев) – профессиональный коллектив, работающий с Гергиевым, Башметом, ведущими музыкальными театрами. Однако в рамках фестиваля жанр лекции-концерта воспринимался, мягко говоря, анахронично. Официоз хоровых папок и синих платьев, академическую статичность не «перекрыли» замечательные песни советских кинофильмов, многие из которых давно стали застольными. К тому же звучанию не хватало полноты и емкости, слова текстов таяли в глубине сцены. Публика начала покидать Зеленый зал, но к хору присоединился «БИС-КВИТ», и оставшиеся стали душевно подпевать. Присутствие за пианино автора музыки «Ночного дозора» композитора Юрия Потеенко подогрело атмосферу.

Золотое сечение

Лично для меня кульминацией и драматическим откровением фестиваля стал предпоследний вечер. Музыкально-поэтический спектакль «Память о солнце» был представлен заслуженными артистками России Ольгой Кабо и Ниной Шацкой в сопровождении оркестра Самарской филармонии. Три года назад «Память» уже показали в Самаре, а свое начало спектакль берет с 2011 года. За это время он был сыгран во многих городах России, в Светлановском зале Международного дома музыки, оброс новыми деталями и смыслами.

Исполнительницы составляют отличный творческий тандем – высокие, стройные, необычайно сценичные, глубоко чувствующие поэтическое слово. Обе талантливы – каждая в своей сфере, обе с непростыми творческими и женскими судьбами. Замысел возник благодаря вокальному циклу Златы Раздолиной на стихи Анны Ахматовой, который включила в свой репертуар певица Нина Шацкая. Выстроить сюжетную канву помогла режиссер и преподаватель сценической речи Школы-студии МХАТ Юлия Жженова, дочь популярного российского актера. Художник Виктория Севрюкова придумала костюмы, стилизованные  под Серебряный век (ее работу зрители оценили и в гала-концерте, где дуэт показал фрагмент «цветаевского» спектакля).

0_111f09_ca1a8cfb_orig

Артистки признались, что для них в разное время и в разных условиях знакомство с поэзией Ахматовой стало ошеломляющим открытием. Это откровение они донесли публике. Поэма «У самого моря» прозвучала очень естественно и тепло на закатном колыхании волн и шелестящем ветре. На стихи в исполнении Ольги Кабо как жемчужинки нанизывались тонкие, проникновенные баллады. А затем глубину ночного неба пронзил красный свет сцены, трагическим ритмом зазвучал «Реквием».

Зал аплодировал стоя.

Финальное крещендо

Такое впечатление, что информация о фестивале, наконец, дошла до умов, сердец и эстетических чувств горожан – количество посадочных мест явно не соответствовало числу желающих попасть на гала-концерт.

0_111eee_10b4557e_orig

Популярная симфоническая музыка звучала в исполнении оркестра Тольяттинской консерватории под управлением Евгения Прасолова. Очень достойно творческие силы вуза представили солисты Марина Коцько, Денис Бессмертный и Светлана Варламова.

Дуэт Кабо-Шацкая представил фрагмент нового спектакля, основанного на поэзии Марины Цветаевой, дав обещание непременно привезти его на следующий фестиваль.

Венчал концерт Академический симфонический оркестр Самарской филармонии под управлением Михаила Щербакова.

0_111f05_5036a930_orig

Сначала Свиридов с «Метелью», а затем вереница из концертных пьес Оффенбаха, Брамса, Штрауса пронеслись над Волгой. Михаил Щербаков в лучших штраусовских традициях даже взял в руки скрипку и управлял оркестром в качестве солиста, поразив зрителей своим темпераментом. Артисты «Ленинград-Центра» Дмитрий Мосолов и Ксения Малобродская соединили в своем выступлении балет и цирковое искусство, а секстет «БИС-КВИТ» соединил все, на что способен: джаз, фолк, рок и свой фирменный искрометный юмор.

***

В 2017-м Тольятти ждет X юбилейный фестиваль. Организаторы обещают: он будет самым ярким за всю свою историю. Сейчас же мы увидели разнообразие опытов – удачных и не очень, новые подходы к программам, открыли новых исполнителей.

Три дирижера – Мастранжело, Щербаков и Прасолов – красиво позируют фотографам на фоне волжских просторов. Почти как три знаменитых тенора. Они сегодня герои «Тремоло».

«А еще итальянское слово «тремоло» передает активность, – говорит Фабио Мастранжело, поглядывая на Алексея Возилова. – Думаю, что зрители чувствуют нашу активность и видят желание непрерывно развиваться, двигаться. Мы меняем формат, ищем новых исполнителей, новые жанры, новые подходы. Одним словом, фестиваль приобретает новые формы существования».

Анна Лукьянчикова

Музыковед, заместитель директора Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина по научно-методической работе.

Фото Вадима Кондратьева

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,

№ 12-13 (100-101) за 2016 год

 

pNa

Оставьте комментарий