События: ,

Карабаса страшный бас

7 сентября 2016

image_image_1739274

Три года собирался на «Золотой ключик» – так именуется областной фестиваль самодеятельных театральных коллективов – дождался-таки экваториального зноя и поехал.

Всё интересно: и театр в условиях естественной природной среды; и выбор репертуара коллективами, свободными от всего, кроме собственных представлений об искусстве и понимании темы, заложенной в название; и, наконец, место проведения – родина Алексея Николаевича Толстого, село Павловка Красноармейского района.

Дежавю

Первое подозрение, что с родиной что-то не так, закралось, когда мы добрались до районного центра и начали плутать: ни одного указателя, да и местные жители не были единодушны в направлении нашего дальнейшего движения.

Но поплутали, добрались и поняли, что сами виноваты: мы спрашивали усадьбу Бострома/Толстого, а ее-то и нет. Географическое место есть, Павловка есть, а усадьбы нет уже лет сто. Тогда ее продали какому-то местному купцу. Тот здание разобрал и перенес в Колдыбань (родовое название Красноармейского), где его некоторое время использовали в качестве рабочей столовой, а потом и вовсе снесли.

История Самарской области связана с именами двух Толстых – Льва Николаевича и Алексея Николаевича. В бывшей усадьбе Л. Н. в Алексеевском районе даже скачки проводятся имени автора «Анны Карениной» и «Казаков». Вот только усадьбы нет – не уберегли: сгорела, а на месте усадьбы – могильная оградка, в которой плита с указанием о том, что где-то тут была усадьба.

Алексеевцы сим фактом гордятся, за могилкой ухаживают, но, похоже, даже не догадываются, что место, где «зеркало русской революции» жил, трудился, лечился от туберкулеза и где проникся такой горячей любовью к жителям Самарской губернии, что однажды фактически спас ее от голода, можно восстановить. И на этом месте могут возникнуть культурный центр губернского, как минимум, значения, бальнеологический курорт, а после восстановления логистики – туристический центр и, чего там, конезавод, который ничему не помеха – ни производству кумыса, ни скачкам…

Красноармейцы – натурально кровные братья алексеевцев. Они тоже ни о чем таком созидательно-туристском не помышляют. А ведь там – и «старый пруд, где купался и сочинял свои первые рассказы Алеша Толстой», даром, что без Тортиллы, и Поле чудес, и сосновая роща. Чем не Толстой-ленд!

Но нет, хватает им памятника писателю, который добрые люди установили к его 100-летию в 1983-м, фанерного указателя непосредственно возле «усадьбы» и ежегодного семичасового сбора юных любителей театрального искусства.

Не стреляйте в пианиста: он играет как умеет

Организаторы сцену построили. Как им показалось – в форме шкатулки. Лавки для зрителей установили. Места для интерактивных площадок – «Русские чудеса» (старинные игры эпохи Толстого), Литературная площадка, «Набережная сказочной страны», «В поисках золотого ключика», «Мастерская Папы Карло», «Ожившие герои». Только «Театр Карабаса-Барабаса» трансформировался в «Летний кино-театръ». Год российского кино навеял.

Самодеятельные театральные коллективы общим числом в 185 участников из 19 муниципальных образований Самарской области прибыли. В выставке-ярмарке изделий 33 мастера из 12 муниципальных образований представили более 500 работ: изделия из глины, дерева и бересты, керамики, украшения из кожи и камня, традиционные куклы, рушники, вязание, оригами, пледы, шали, скатерти, сувениры с символикой фестиваля. Мастер-классы по лозоплетению, резьбе по дереву, гипсопластике, росписи глиняной игрушки провели.

То, что в середине лета организаторы (Межпоселенческое управление культуры Красноармейского района и Агентство социокультурных технологий) собрали столь внушительную компанию молодых людей – это плюс. Эти 185 участников, большинство из которых никогда не станут служить в театре, шанс стать интеллигентными людьми получили.

Дальше вопросы. Почему нужно было приглашать коллективы с их программами, загодя не задав толстовскую тему и предложив вписать ее в естественные ландшафты «усадьбы»? Если за год было ясно, что фестиваль состоится и что с ландшафтами никаких трансформаций не произойдет? Из таких предложений можно великолепный спектакль поставить. Вместо того, чтобы стулья по сцене ворочать.

Почему театральный фестиваль и «Город мастеров» живут отдельными жизнями, совершенно не влияя на контент друг друга? Кстати, вы никогда не видели соломенный танк? Такой метровый танк, изготовленный мастером соломенных искусств, из анекдота 60-х годов про китайскую танковую дивизию. Это центральная «залепуха» выставки. И если бы только он один. Рядом – целый прилавок выструганных «калашниковых» и обрезов всех мастей. Неужели и в бытовом сознании прилагательные «патриотический» и «военный» слились в единое и неделимое целое? На поляне, где Буратино должен прогуливаться с красочной «Азбукой», а Пьеро – страдать от невнимания Мальвины.

А какое отношение к Толстому А. Н. и его «Буратине» имеет площадка «Авиаконструктор»? Почему «авиа»? Неужели других конструкторов, более близких к Говорящему Сверчку, Джузеппе Синему Носу и Дуремару с Базилио, не существует?

Почему «Летний кинотеатр Карабаса-Барабаса», раз уж его соорудили, работал практически вхолостую, демонстрируя единственную экранизацию «Золотого ключика» при разнообразии экранизаций произведений Толстого?

И зачем было везти несколько сотен человек в даль от цивилизации, когда все то же можно было сделать в Загородном парке? И с гигиеной было бы лучше, и поесть все смогли бы без экстремальных приключений. Экстремальных – это когда два с половиной шашлычника на всех зрителей, вместе взятых.

Надоело! Поучают, поучают!

Надоело! Поучают, поучают!

Поучаем, поучаем…

Поучайте лучше ваших паучат!

image_image_1739273

Лауреаты I степени

В номинации «Миниатюра»:

  • народный театр «ЗАВАЛИНКА» (Борский район, руководитель А. И. Давыдов).

В номинации «Мини-спектакль»:

  • театральная студия «НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ» и детский спектакль «Радуга» (Нефтегорский район, руководитель Г. Н. Виттер);
  • народный самодеятельный коллектив «СКОМОРОШИНА» (Волжский район, руководитель Е. А. Макарова);
  • образцовый учебный театр «МУРАВЕЙНИК» (Приволжский район, руководитель И. Г. Адиякова).

В номинации «Кукольный мини-спектакль»:

  • кукольный театр «ПЕТРУШКА» (Красноармейский район, руководитель Н. П. Брагина).

В номинации «Художественное слово»:

  • театральный коллектив «ВДОХНОВЕНИЕ», В. КОСТИН, В. РЫБАКИН (Алексеевский район, руководитель В. П. Плешакова);
  • С. СЕИТ (Приволжский район, руководитель А. Г. Агапчева).

Диплом участника за воплощение патриотической темы

в номинации «Художественное слово»

  • А. КОНОВАЛОВА (Нефтегорский район, руководитель Г. Н. Виттер);
  • Е. НАКРАЙНИКОВА (Приволжский район, руководитель А. Г. Агапчева).

Диплом участника за воплощение сценического образа

  • С. ЦИММЕРМАН (Нефтегорский район, руководитель Г. Н. Виттер).

Виктор Долонько

Фото предоставлены Агентством социокультурных технологий

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 24 (102) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий