Метафест суб-поп-культуры

NwZL-dz-JCs

Я езжу на «Метафест» уже три года, с того самого момента, как его начали полностью делать Андрей Кочетков и его команда. Могу, наверное, сказать, что наблюдаю этот проект в развитии и имею право на некоторые выводы по ходу пьесы.

Большой смотр субкультур

Про то, что рок-н-ролл мертв, а мы – еще нет, все знают почти с пеленок. Но что это значит на практике? Что рок-н-ролла Великого и Ужасного, который сотрясал весь мир всего полвека назад, больше нет совсем, а вот рок-н-ролл, как жанр, не просто жив, но и чувствует себя прекрасно, и родственников за эти полвека наплодил себе до матери. При этом, как самый громкий и прямой из всех современных музыкальных стилей, рок до сих пор претендует на главную позицию. Но он всего лишь первый среди равных, а не единственный и неповторимый.

На «Метафесте» царит невообразимое разнообразие стилей, форм и жанров. Пост-всё-что-угодно: джаз, фолк, панк, регги, хип-хоп, джангл, диско, фолкотроника, индастриал, хаус обычный и витч, шугейз, постпанк, арт-панк, ска-панк, фанк-панк, рокабилли, психоделия, блюз, хард… Проще сказать, чего не было: практически отсутствует на «Метафесте» хеви-метал, но это, мне кажется, упущение организаторов.

Все прекрасно сосуществуют. И потому «Метафест» сегодня – это «Груша» для поколения 80–90-х. Грушинское поколение было, скажем так, вскормлено идеями модернистскими, поэтому и возникает время от времени дискуссия о «чистоте жанра» и ее сохранении. А публика «Метафеста» выросла с «Именем розы». Это первое поколение эпохи постмодерна и последнее поколение доцифровой эпохи. Поэтому люди, приехавшие на «Метафест», уже готовы слушать музыку в десятке разных стилей за один вечер и еще способны собраться и поехать ради этого на природу на пару дней.

Следующее, цифровое поколение, скорее всего, в фестивалях «песня-костер-палатка» потребности испытывать не будет. Хотя, конечно, известный рекламный слоган Канта про звездное небо над головой еще никто не отменял. Ни на что не променял бы и я то ощущение гипнотически-патриотического транса, в который ввергает тебя древнерусский голос Инны Желанной; и саксофон втирает горе в небо темными мазками.

Сказка! Приезд такой звезды мирового уровня, как Инна Желанная, на мой взгляд, очень сильно поднял уровень фестиваля. Потому что это певица с очень большим именем в world music. Да, возможно, что вы про нее и не слышали. Придется поверить на слово. Таков мир субкультур. Но выступление Инны Желанной на «Метафесте», по-моему, – эталон современной патриотической культуры.

Современная электронная музыка, мощный пульсирующий dark jazz и старые русские тексты, собранные в избах старинные напевы. Хтоническая мощь русской культуры стучится в славянском басе Сергея Калачева. Очень жаль, что на этот фантастический концерт собралось не так много народу. Но те, кто пришел, получили музыки сполна. И таких мощных по энергетике и по идейному заряду выступлений на этом «Метафесте» было много.

Самарская мощь

Несмотря на то, что большинство публики едет все-таки на заезжих звезд и несомненным хайлайтом фестиваля было блестящее выступление Найка Борзова, «Метафест» – главный и очень комфортный смотр местных сил. Группы готовятся к «Метафесту» специально. Для некоторых он становится первой площадкой и дает «путевку в жизнь». Здесь разрушаются репутации и создаются локальные легенды.

EMH4atvUKWY

И это не то, что «Метафест» – фестиваль друзей и встреч. Их, конечно. Но это ведь не просто встречи – творческая прослойка поколения 80–90-х единственный раз в году собирается вместе, на одной поляне. Все рядом друг с другом. В едином лагере, где нет ни домов, ни обязанностей. Это уникальная среда, уникальная возможность для общения, но как и что с этим делать, я не представляю. Глупо будет потерять.

И чтобы закончить самарскую тему, сделаю небольшое громкое заявление: последний «Метафест» наглядно показал, что в нашем городе сегодня существует больше десятка групп мирового уровня. Да, мирового, не побоюсь этого слова. И есть подтверждения, как старые – типа японской популярности Cheese People, так и новые – попадание композиции группы «Мои друзья полимеры» на южноамериканский сборник шугейза.

Вы ничего не знаете об этом просто потому, что это глобальный мир субкультур. И лидер группы, играющей мощнейшую электронику и выпускающей альбомы в Европе и Америке, может быть вашим соседом по лестничной клетке, про которого вы думаете… ну, неважно. Главное – это есть. Мы очень конкурентный музыкальный город. Спасибо за это надо сказать, в том числе, «Метафесту»!

Погода-природа

Ну, и хватит о музыке. Такая погода, что днем любое купание предпочтительнее выступления. До обеда местные и приезжие стары блаженно щурятся на солнышко и боязливо ныряют в зелень теплой Волги. Пока фестиваль меньше «Груши» и на Поляне просторно, эта часть отдыха выглядит особенно привлекательной и важной. Больше пляжа, больше лета. Учитывая хорошие погодные условия, считаю вполне оправданным продление фестиваля «Метафест». Сейчас он длится с четверга по воскресенье, но реально бо́льшая часть публики приезжает на один день. Послушать, например, первый концерт Fee Noire или выступить самому.

Челночное сообщение с Самарой надо развивать, потому, что это выгодно фестивалю: не только получить 500 рублей с человека, приехавшего на четыре часа, но и сделать комфортным и полноценным его длительное пребывание на Поляне – задача, быть может, в перспективе более важная. Потому что это фестиваль, на который приезжают с детьми.

uFM4tpSBi2M

Это отдельная история – дети на «Метафесте». Им здесь очень хорошо и безопасно. Ощущение безопасности при очень сдержанном присутствии полиции – это огромный плюс фестиваля. Независимо от групп и концертов, вкуса и пристрастий само нахождение на фестивальной поляне в эти дни очень комфортно и доброжелательно. А это главное в нашей жизни, переполненной стрессами. Несколько дней в гармоничной дружеской атмосфере, наслаждаясь разнообразно-прекрасной музыкой. Иногда похожей на … (нужное вставить).

Веселей стало всем

И заключительное соображение. В этом году между «Метафестом» и «Грушей» было сходство. Как будто оба фестиваля, пройдя через непростой и у каждого свой «путь тревог», наконец-то поймали свой ветер, расправили паруса и готовы к дальнейшему пути. У нас их два теперь – больших фестиваля на Поляне. Ни в коем случае не претендуя на историческое место «Груши», «Метафест» становится уверенно рядом как, я повторюсь для запоминания, поколенческий музыкальный фестиваль.

В Самарской области на Мастрюковских озерах проходит два крупных фестиваля.

Конечно, можно покритиковать «Метафест». Есть за что, но… Лучше порадуемся тому, что на карте фестивалей Самарской области загорелась новая звезда. Пафосно звучит? Согласен, но давайте  подумаем, как бы запустить через пару лет третий фестиваль – для поколения «нулевых». Мне кажется, у него вообще не должно быть словесного названия. Только эмодзи.

Илья Сульдин 

Фото Алексея Авдейчева

 

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 24 (102) за 2016 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *