События: ,

Своя тема

5 октября 2016

ylvoxx5s-h8

В Доме актера проходит выставка произведений Валентины Крушининой.

Представлены различные техники, разнообразные сюжеты. Этот художник не впервые выставляется в Доме актера. И в этом есть логика: Валентина много лет проработала художником в Самарском академическом театре оперы и балета, и всю жизнь перед ее глазами проносились художественные образы из балетов и классических опер. Причудливый мир масок, фантастических персонажей, мир творческих взлетов, эмоциональных переживаний – все это переполняло художника, все влияло на творчество.

Но вот совсем недавно Валентина Крушинина стала работать в новой технике. Это рисунок карандашом по грунтованному холсту. Она обратилась и к особой теме – миру кукол. Здесь можно увидеть и крошку Цахеса, и Коппелию, Щелкунчика, Буратино.

0q8hihl70z0

Существует расхожее мнение, что художник среднего поколения на протяжении всей жизни нарабатывает приемы, потом повторяет их, арт-критику достаточно видеть пару выставок, чтобы составить мнение о творчестве автора. Неоднократно приходилось слышать от молодых культурологов, что пристально наблюдать необходимо только за молодыми художниками, а устоявшиеся мастера не откроют уже ничего свежего, нового.

На самом деле художник очень долго накапливает переживания, знания, умения и даже в зрелые годы может резко поменять свои приоритеты в искусстве, полностью изменить живописную манеру или сюжетные темы.

Дело в том, что художники свою тему находят не сразу. Один мастер сразу решает, что всю жизнь посвятит пейзажам, другая предпочитает писать лишь цветочные натюрморты, а большинство мастеров десятилетиями ищут «свою дорогу». И это касается не только тематики. Многие художники годами разрабатывают свою индивидуальную манеру. Кто-то изучает манеру русских импрессионистов, большинство руководствуются традициями художественной школы, в которой получено образование. Можно прожить полвека и не найти свою тему. И можно на всю жизнь остаться учеником своего учителя и его художнической манеры.

Руководствуясь вышесказанным, отправилась на свидание с искусством. Иногда в глубине души надеешься на чудесное открытие, и, как правило, ожидания не сбываются. А бывает наоборот: бездумно совершаешь поход в мастерскую и получаешь нечаянную радость.

Наша встреча состоялась и оставила поразительное впечатление.

Работы Валентины Крушининой были увидены весной, но помнилось о них все лето: сероватые линии карандаша на белом грунте таинственным образом серебрились. Белый грунт на холсте особо просвечивает в тенях и на свету, создавая перламутровую живописную поверхность.

А темы-то, темы… Вот маленький мальчик Алексей Бобринский с кукольным домиком в руках, а в его сторону смотрит девочка из рода Голицыных – тоже с кукольным домиком в руках. Такой вот диптих на кукольную тему. Маленькие парички, камзол, платьице на фижмах – все это отсветы из далеко ушедшего галантного века рококо. Откуда они? Да все это не только увиденное и прочувствованное лицедейское искусство со сцены театра, но и знание истории, почерпнутое в литературе.

y_e4b5a450

Сегодня, к сожалению, стали мало читать. А Валентина Крушинина постоянно читает. Помню, оказалась у нее в доме летним днем. И увидела на кушетке раскрытый том из полного собрания сочинений Ги де Мопассана. Ее герои, героини пришли из книг. Крошка Цахес, Коппелия, Буратино…

Девочку и шарик изображали многие мастера в искусстве. Самое известное изображение у Нико Пиросмани – «Девочка с шариком» (1900). Известно полотно Сергея Лучишкина «Шар улетел» (1926) с девочкой в голубом платье, одиноко стоящей в узком дворике между двумя домами. Маленький клочок неба над высотками и улетающий красный шарик навевают чувство одиночества и бесприютности. Художественная критика тех лет обвиняла художника в пессимизме. А люди приходили в залы Третьяковки и рыдали, стоя подле картины.

У Валентины Крушининой своя история на холсте. Вот на первой композиции девочка плачет, а шарик летит над ее головой, а на второй – плачет старуха, а шарик над головой у нее голубого цвета. Работы так тонко решены, с использованием контрастов серебристого карандаша и нежно-голубого шара. Зритель видит широкую свободную штриховку, это немного огрубляет текстуру холста, лишая ее прилизанности, сентиментальности. Тонко и зыбко, в точном соответствии с поэтикой философского стихотворения Булата Окуджавы «Девочка плачет…».

В волжских городах процветает школа пейзажной живописи. Другие жанры редко бывают востребованы. И почти нет мастеров, рисующих детей. У ребенка расплывчаты анатомические, психологические черты, потому не всякий возьмется за детскую тему. Валентина Крушинина пишет небольшие композиции, включающие только одну фигуру. И каждый ребенок показан в определенном состоянии. Все работы сделаны не с натуры. Все – фантазия художника.

***

Вернисаж состоялся. Было сказано много теплых слов, подарены цветы, зрители были очарованы. Кто-то верно подметил, что в сюжетах, в стилистике присутствует что-то сомовское, что-то от наследия мирискусников. Я называю это «отблески модерна в современном искусстве».

С удовольствием подводя итоги лета, припоминая имена художников, полотна, листы графики, вернисажи, вписываю в хронику художественной жизни Самары новое открытие – Валентину Крушинину. И надеюсь на дальнейшее развитие ее творчества.

 

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 15-16 (103-104) за 2016 год (сентябрь

pNa

Оставьте комментарий