События: ,

Мастер «сухой иглы»

31 октября 2016

 8-1_andrej-bodrov

В Самарском художественном музее открылась выставка произведений художника из Петербурга Андрея Бодрова. На ней представлены преимущественно гравюры, выполненные в технике сухой иглы.

Искусство гравюры, массовое искусство. Известный историк И. Забелин в книге «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» писал, что «в XVII веке в Москве возникла мода обклеивать деревянные стены в хоромах итальянскими гравюрами». Боярские дети использовали гравюры в качестве раскраски и для вырезывания фигурок кукол.

Потребительский взгляд на гравюру отличал и горожан шестидесятых годов XX века, когда в интерьере советского жилища прописались эстампы и чеканки. И в этом есть своя правда. Гравюра всегда была тиражным видом искусства, печаталась не в одном экземпляре, но с развитием новых полиграфических технологий, в наше время, она сдала свои позиции, являясь теперь техникой для достаточно небольшого круга художников.

В 2008 году на презентации выставки «Образы Италии в гравюрах Пиранези и итальянских мастеров XVI – XVIII веков из собрания СОХМ» я запальчиво заявила, что в наши дни гравюра стала достоянием элитарного круга знатоков, и до сих пор не изменила мнения.

В Самаре нет коллекционеров гравюры. Ее надо прятать от солнца, выставлять на свет лишь на два-три месяца, следить за влажностью: ведь лист бумаги может пересохнуть или покрыться пятнышками плесени. Мало найдется таких преданных хранителей гравюры. На Западе художник сдает свой рисунок в мастерскую, ему там этот рисунок переведут на металл, протравят и напечатают. В России же эта техника целиком и полностью – детище одного автора, и за это я особенно люблю российскую гравюру.

Я люблю эту технику, включающую последовательно несколько этапов творчества: вначале рисунок, потом перевод рисунка на металл. Печать тоже непредсказуема. Конечный результат всегда неожиданный.

Андрей Бодров – график из Петербурга. Он родился в Ленинграде в 1968 году. И как бы мы не называли этот город, он является художественной столицей России. Здесь у художника была возможность учиться во Дворце пионеров, на подготовительном отделении ЛВХПУ имени Мухиной, в художественных студиях при ЛМЗ и Художественном фонде. В 1991–1994 годах Бодров работал в экспериментальной графической мастерской Комбината графических искусств. С 1997 по 2003 под руководством Л. Башкова занимался в офортной студии (художественное объединение «Art-Craft»). Является членом данного объединения по настоящее время. С 2000 года член Союза художников России. Участник более 80 выставок. Произведения художника находятся в музеях, галереях и частных собраниях в России и за рубежом. Работает в технике сухой иглы, травленого штриха, акватинты, гравюры на картоне, монотипии, пастели.

Склонность к графическим техникам проявилась у Андрея Бодрова в детстве. Он попробовал сделать рисунок пером и черной тушью, так появилась тяга к черно-белому изображению.

К технике сухой иглы Бодрова подтолкнул учитель, художник Анатолий Давыдов. Принцип этой техники таков: на закопченную металлическую пластину переносится зеркально изображение. По намеченным линиям рисунок процарапывается иглой на металлической доске. В процессе резьбы образуются заусенцы («барбы»), а края контура приобретают грубоватый характер, что способствует удержанию краски и созданию на оттиске четкой линии. При этом должна быть твердая рука: чем глубже «царапина», тем впоследствии жирнее и бархатистее будет линия. Затем в получившиеся борозды втирается краска, удаляются излишки и под давлением изображение переносится на бумагу.

Андрей Бодров привязался к этой технике, и это не просто привычка: «сухая игла» ему нравится тем, что перекликается с акварелью, рисунком тушью и пером, техниками, что полюбились в детстве.

Надо сказать, что основная профессиональная деятельность Андрея Бодрова связана с инженерией, что развило в нем способность к абстрактному и конструктивному мышлению в искусстве. Он умеет анализировать, отбрасывать частности, выделяя основное. Во всех листах видно умение упрощать и обобщать.

Бодров работает в нескольких жанрах: пейзажа, городского пейзажа, натюрморта и ню, решая все в рамках фигуративного искусства. Создавая разнообразный пейзажный облик страны, будь то городской, сельский, речной, лесной или горный мотив, он абстрагируется от излишней детализации, от натуралистического впечатления. Художник выявляет конструктивную основу, выражает ее в четкой графической структуре, в соотношениях черно-белых линий и пятен.

Художник постоянно выезжает на натуру, на поиски полюбившихся видов – на дачу в Сиверскую, в любимые места под Петербургом. Во время своих путешествий по стране и за рубежом он выполняет десятки карандашных этюдов, набросков, альбомных зарисовок. Последующая работа продолжается в мастерской, где натурный опыт переплавляется в создание обобщенных художественных образов на листах офортной бумаги в технике сухой иглы.

Образы «ню» отличает выверенная линия, условность и лапидарность средств в создании художественного образа. Пожалуй, они в своем пластическом решении более экспрессивны.

Андрей Бодров:

Я считаю, что техническое направление и художественное могут уживаться вместе. Инженерная специальность позволяет мне быть более организованным, а художественная деятельность не только не вредит моей основной работе, но и отчасти помогает.

Техника «сухая игла» доминирует в творчестве художника, но есть и интерес к технике пастели. Для Бодрова пастель – это натурная техника.

Цветная пастель – она своего рода компенсатор цвета. Мы живем в цветном мире, от него нельзя абстрагироваться. А после возникновения цветного рисунка, отдохнув немножко, можно опять оценить поэтику черно-белой гаммы и возвратиться к ней.

Главное внимание Андрей Бодров уделяет композиции. Важной задачей он считает поиски и воплощение гармоничного на листе бумаги. От своих учителей он перенял «свободный» рисунок, свободную манеру исполнения и умение интерпретировать.

Мы встретились теплым летним днем в стенах музея, автор показал множество каталогов своих выставок. Невольно вызвало симпатию настойчивое желание художника продвигать свои выставки по музеям России. Так узкоспециальная гравюрная техника быстрее сделается достоянием широкого круга зрителей. И это правильное решение.

Валентина ЧЕРНОВА
Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,
№ 18 (106) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий