События: , ,

Grand Pas молодой моды в Самаре

5 ноября 2016

 15-1_3_aleksandr-vasilev

XVI Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева» подарил зрителям ярчайшее шоу. Неординарные и, самое главное, талантливые коллекции, отлично срежиссированное действие, «открытка» от театра «Грань», Гран-па от театра оперы и балета.

Юрий Гагарин, Боб Дилан и Анна Каренина вдохновляли дизайнеров в этом году. И, конечно, сам маэстро Александр Васильев: прямолинеен до жестокости, но удивительно при этом очарователен. Все это при ресурсной поддержке министерства культуры Самарской области и информационной – областного отделения Союза журналистов России.

«Все билеты распроданы!» – еще днем заверяли организаторы фестиваля. Журналисты, конечно, не верили и до последнего надеялись найти пустые места в партере. Но после третьего звонка стало ясно, что даже на балконе свободное место – большая удача. Лишь «боковушки» последнего яруса, откуда с трудом можно было разглядеть кусочек сцены, оставались незанятыми. Ситуация не очень, учитывая, что «Поволжские сезоны» – событие для сильных духом и верных моде, ведь идет оно ни много ни мало четыре часа.

Ясно, событие. Дамы надели свои лучшие наряды и самые дорогие украшения, взяли под руку дочерей и пришли в Самарский академический театр оперы и балета посмотреть на попытки молодых дизайнеров пробиться в индустрию моды. В этом году дизайнеры не брезговали ничем – ни национальными мордовскими мотивами, ни африканскими темами, ни китайскими образами. В ход пошла даже тяжелая артиллерия – Лев Толстой с Анной Карениной, Юрий Гагарин и бородатые мужчины.

Вдох-н-овение

«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Дизайнеры рыщут в поиске вдохновения и по страницам книг, и по улицам Самары, и в анналах истории. Так, еще совсем молодой участник конкурса Александр Курочкин из далекого холодного Курска восхитился «циркачкой на троне», или «царицей, которая чтит Христа», Феодорой. Этот образ легкой поступью прошел через многие творческие произведения. Царевну воспевал и Николай Гумилев в трагедии «Отравленная туника», но вряд ли бы он представил ее в столь изысканной экипировке, что отсылает нас не столько к Античности, сколько к эпохе рыцарства и Средневековья. Головные уборы словно шлем, многослойная одежда – как доспехи, пояс под византийскую мозаику. В перерыве после показа очень хотелось подойти к моделям и начать трогать их одежду, настолько интересно и тонко была исполнена затея. Гран-при XVI Фестиваля улетит в Курск по праву.

15-1_1_aleksandr-kurochkin

Самарский модельер Полина Лишанова нашла вдохновение в творчестве новоиспеченного нобелевского лауреата Боба Дилана. Свободная, удобная, ничего никому не доказывающая одежда для любого поколения, в спокойной тональности белого и голубого цветов, с ярко-красной лентой (артерией), – коллекция «Голубая кровь».

Тренды общественной жизни модельной походкой переходят на подиумы. Патриотические настроения сразу просматривались в нескольких коллекциях. Ксения Бурега и Валентина Ковынева представили серию «89 минут». Именно столько времени Юрий Гагарин провел на орбите. Смелая, дерзкая коллекция спортивного плана почти идеальна. Автор статьи с радостью надел бы платье из «89 минут» и пошел в жизнь с уверенностью в своей уникальности и ощущением грядущего счастья. Удивительно, что девушки-дизайнеры не из «космической столицы России», а из Оренбурга.

А вот из Самары, точнее из села Хворостянка, Софья Пушкарева довольно прямолинейно заделала принты лучшего города на земле на одежду, что и стало художественной ценностью серии. Автор статьи уже и не знает, какой приступ патриотизма должен настичь, чтобы надеть пиджак с серым принтом ж/д вокзала во всю спину или Ладьей во всю грудь. Но зал был в восторге! Под песню «Браво» про лучший город на земле виды Самары на одежде – больше ничего не надо. Наград коллекция не получила, но публику развлекла.

15-1_2_lyudmila-narbekova

Почти уже «своя» мордовская тема проявилась в коллекции «Ермьезь» Людмилы Нарбековой из Саранска, представленной на номинацию «Театральный костюм». Единственная коллекция, пробившаяся в финал по своей номинации. Работа, которая точно запомнится если не оригинальностью, то яркостью.

«Как» важнее «что»

На «Поволжских сезонах» была представлена только одна чисто мужская коллекция – Beard Ольги Прониной из Самары. Но здесь главное не количество, а качество. Возможно, это был один из самых ярких выходов на подиум, и все благодаря харизме моделей. Даже когда в конце вечера вручали приз лучшему манекенщику, один из представителей жюри Владимир Гарус пошутил, что интриги здесь никакой нет, всё всем и так понятно. Конечно, все понимали, что лучшим станет брутальный мужчина с бородой, который очень «серьезно» и «уверенно» протоптался по сцене, сорвав овации зала.

Не могла не запомниться серия «Анна Каренина из России…» Анны Жилкиной из Тюмени, претендующая на приз в номинации «Костюм – художественная идея». Под мерную прозу и шум поезда модели вместе с чемоданами выходили на сцену, оставаясь на дальней линии показа. Постановка прохода была нарочито драматической, а коллекция театральной – много внимания на элементы русского народного костюма. Получилась интересная серия.

Все это в очередной раз доказало, что важно не только «что», но и «как». И если «что» было полностью на совести дизайнера, то за «как» отвечал мастер своего дела – худрук театра «Грань» Денис Бокурадзе. Он в очередной раз подтвердил свой талант, отлично срежиссировав шоу «Поволжских сезонов». В прошлом году именно в его театр отправился Гран-при фестиваля – за коллекцию костюмов для спектакля «Таня-Таня». В этом году шоу открывалось небольшой творческой зарисовкой труппы «Грани» с уже полюбившимися гротескными образами из спектакля «Корабль дураков».

Театр оперы и балета тоже преподнес гостям сюрприз и представил Grand Pas из балета «Пахита» на музыку Л. Минкуса, открыв вторую часть вечера.

Стали взрослее

Самарских дизайнеров было много. Как из столицы региона, так и из области. Все они вместе, но совершенно по отдельности. Ничего общего. Кто-то пробовал себя в номинации «Костюм-реальность», кто-то – в «Костюм – художественная идея». Юлия Степанова пыталась в своей коллекции обыграть тему китайской культуры, Галина и Людмила Дьяковы явно нашли свое в африканских образах.

Можно заметить, что большинство коллекций номинации «Костюм-реальность» выполнены в светлых приглушенных тонах – образы мягкие, легкие, аккуратные. Почти не было слышно гранжевых и рок-н-ролльных ноток в одежде. Молодые дизайнеры стали вырастать из подростковых увлечений. Может быть, появилось желание удивлять, а не шокировать. Мода растет. Мало контрастных цветов, больше поиска формы, архитектуры костюма. Интересно, что если в прошлогоднем конкурсе было очень много ярких цветов и восточных мотивов, то в этом акцент на европейский стиль с явным желанием подчеркнуть российскую тему.

Аксессуарами отличились коллекции сюрреалистических головных уборов Ксении Крутько из Санкт-Петербурга и забавных рюкзаков Евы Рико.

Номинация «Перформанс» порадовала зрителей не только «Феодорой», но и серией «Нежные куклы» Натальи Колотовченко из Набережных Челнов. Все платья выполнены из бумаги, это настоящая архитектура и истинный дизайн в изначальном понимании явления. Образы недолговечные, но интересные и притягательные.

Отдельного слова требуют внеконкурсные показы опытных модельеров Натальи Склез и Татьяны Мастеровой. Первая смешала идею кроссворда с форматом спорта, вторая представила новогоднюю феерию на тему 20-х годов прошлого века – «Брызги шампанского». Здесь хотелось каждое платье и каждый образ. Безусловно, чувствуется серьезная разница между молодыми дизайнерами, которые больше «пробуют» и «рискуют», и состоявшимися мастерами – ровные и уверенные коллекции. Но, как сказал Александр Васильев с очаровательной улыбкой и в пиджаке со звездами, будто волшебник: «У вас всё впереди».

Теперь самое главное – дождаться следующего года и следующих «Поволжских сезонов». Будет нечто! Тема следующих сезонов – сто лет после 1917 года. Представляем, надеемся, ждем.

Нити истории Александра Васильева

Маэстро моды строго-настрого запретил всем гостям Музея Модерна даже представлять себя в выставленных платьях. Со свойственной ему очаровательной жестокой прямолинейностью он заметил, что не стоит думать, что в XIX веке вы могли бы померить такое платье, может быть, вы бы работали на кухне или были бы швеей, может быть, прачкой, – бальные платья не для всех. Да и размер бы не подошел, тогда талия была 50 см, а 60 см – уже толстуха, да и рост – разве что на 12-летнюю девочку.

Многие расстроились такой правде. Ведь на выставке представлена удивительная коллекция начала XIX века. Бальные платья – сразу же вереница образов из книг Льва Толстого, Николая Тургенева, Антона Чехова. То, что додумывалось и представлялось, теперь можно увидеть в музее до 15 января 2017 года.

Выставка – ценнейшая в прямом и переносном смысле. Дорогая по деньгам. Из-за специфики силуэта женщин начала XIX века под каждое платье заказывался специальный манекен. Ткани хрупкие, некоторые платья после представления сразу отправятся на реставрацию. Для подобной одежды травматичен даже солнечный свет. Васильев говорил, что содержать такую коллекцию очень дорого. По его рассказам можно понять, что все свое свободное от аукционов, где он приобретает одежду для своего фонда, время историк моды зарабатывает на нее. Самарцам повезло увидеть часть коллекции, относящуюся к началу позапрошлого века.

Выставка – дорогая для Самары. Это, по словам Александра Васильева, первая в городе экспозиция по истории моды. Несколько лет назад была выставка в художественном музее, но она не была связана тематическими или историческими рамками.

Ксения Гаранина
Старший преподаватель кафедры журналистики ПГСПУ.

Фото Анастасии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура»,
№ 18 (106) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий