События: , ,

О памяти столько говорят только потому, что ее больше нет

17 ноября 2016

11-kolonka_skanery-klio

«Куда ж нам плыть?» – этим вопросом заканчивается фильм «СКАНЕРЫ КЛИО» Демиана Моргачева, посвященный археологическим раскопкам на Хлебной площади Самары. Но по большому счету, это фильм об исторической памяти. И куда же мы плывем, а может быть, просто дрейфуем? Об этом создатели фильма, его герои, гости и журналисты попробовали поговорить на показе фильма в Доме архитектора.

Проблема раскопок на Хлебной площади уже не первый год активно обсуждается в Самаре. Концепция развития Хлебной площади как социокультурного пространства разрабатывалась в рамках гранта на поддержку социально значимых проектов для области, объявленного региональным минэкономразвития.

Конкурс «История Самары: от крепости к губернскому городу» Самарское археологическое общество объявило уже в рамках президентского гранта «Хлебная площадь – территория исторической памяти (научно-популярная история первой городской площади как средство формирования городской идентичности)». Результаты конкурса были объявлены на презентации фильма «Сканеры Клио». Кстати, и сам фильм был снят на средства того же гранта.

Археологи Сергей Зубов и Николай Лифанов, историк Эдуард Дубман, архитекторы Мария и Дмитрий Храмовы рассказывали о значении раскопок и Хлебной площади для истории Самары. Мария Храмова даже испекла старую крепость из настоящего теста с шоколадным кремом. Оказалось, что историю можно попробовать на вкус…

От фильма остались тревожность и чувство, что мы что-то должны были сделать, но забыли, что. По крайней мере, выступления гостей показа продемонстрировали какую-то растерянность. Однозначно, фильм надо показывать самой широкой аудитории, продвигать его в школы и вузы. Необходимо объединяться с коллегами из других регионов, имеющих подобный опыт.

Кому из чиновников показать фильм, чтобы он повлиял на решение по раскопкам? Что подписать, чтобы судьба Хлебной площади определилась? Чтобы Хлебная площадь как колыбель Самарского края сохранилась именно как социокультурное пространство – аутентичное и уникальное – и музеефицировать археологический памятник в условиях естественного ландшафта.

У нас есть Волга, природа, люди, история, только вот все как-то неказисто. Редактор и продюсер фильма Анастасия Кнор пригласила выступить и участников фильма, и режиссера. Но их-то высказывание уже прозвучало в фильме: «Куда ж нам плыть?» Немного грустный вопрос, с почти наверняка известным ответом. Или нет?

Вот есть в Самаре памятник Григорию Засекину – новая достопримечательность города. И есть остатки крепости времен Петра I, которую построили из бревен крепости Засекина – бревна крепкие, второй раз пошли в дело. Нюанс, интересный только специалистам, или подробность, которая оживит, утеплит, сохранит уже историю истории?

И если дети, которым Мария Храмова мечтает когда-нибудь показать остатки старой крепости на Хлебной площади, увидят памятник воеводе Засекину, то вспомнят они и историю бревен, и вкус «пряничной» крепости. Потому что историческая память, которую мы утрачиваем, заключается именно в объектах, образах, в конкретном пространстве. Про это и «Сканеры Клио».

***

После фильма Демиана Моргачева «Том Сойер Фест. Ходящие по лесам» я посадила цветы возле подъезда. Фильм «Сканеры Клио» покажу студентам. Это мой личный ответ на вопрос «Куда мы плывем?».

Виктория Трифонова

Кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Самарского университета, член Союза журналистов России.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 19 (107) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий