Грядущий зритель и новый кинолекторий

 

В октябре прошлого года на площадке Самарского литературного музея стартовал совместный с киноклубом «Ракурс» и интернет-журналом об авторском кино Cineticle кинолекторий, в рамках которого зрителю предложили подборку фильмов, даже по меркам продвинутых киноманов считающуюся эксклюзивной и порой экстравагантной.

В условиях, когда кинопрокат отдан на откуп массовому кинематографу, а редкие образцы интеллектуального кино предопределены политикой фестивального отбора (участники и победители крупнейших мировых смотров редко, но все еще попадают на отечественные большие экраны), подобное начинание видится одновременно и образовательной программой, и жестом в духе Дон Кихота. Так как открытым остается вопрос: кто зритель кинематографа, существующего в параллельной вселенной, отсутствующей на карте большинства современных медиа о культуре?

Если Литературный музей и киноклуб «Ракурс» не нуждаются в представлении для местной публики, то про Cineticle следует сказать несколько слов. С мая 2010 года под этим названием был опубликован 21 полноценный журнальный номер и значительное число других материалов в формате авторских статей, интервью, рецензий и переводов классических и современных материалов о кино.

Чтобы сжато представить тематические интересы издания, достаточно назвать несколько сюжетов и героев отдельных номеров: французское новое кино и Александр Довженко, эстетика «медленных» фильмов (Шарунас Бартас, Альбер Серра, Бела Тарр…) и Жан-Пьер Мельвиль, забытая классика (от Макса Офюльса и Роберта Маллигана до Маргерит Дюрас и Питера Уоткинса) и аналитика кинообраза в условиях «цифровой революции»…

Эти и многие иные темы за прошедшие годы составили архив журнала, значительная часть которого является оригинальной и уникальной. Таковыми являются блоки материалов про филиппинскую, португальскую и иные национальные кинематографии. Именно авторы журнала Cineticle в далеком 2011 году первыми обратились к анализу такого феномена, как «Берлинская школа», которая сейчас, после фестивальных успехов Кристиана Петцольда, Томаса Арслана, Марен Аде, благодаря киноклубу «Ракурс» отчасти известна и самарскому зрителю.

В рамках кинолектория традиционный формат клубного показа (вступительная лекция – показ – обсуждение после просмотра) дополнили рубрикой «Библиотека журнала Cineticle». За несколько дней до сеанса в социальных сетях предлагается подборка материалов (аналитические статьи, рецензии, интервью с режиссером), которая призвана помочь зрителю разобраться с новыми для себя именами и фильмами. Причем речь идет не о навязывании определенной интерпретации (эти тексты не отвечают на вопрос «Как смотреть такое кино?»), а о создании культурно-исторического и теоретического контекста. «Параллельные истории кино» имеют и свою «параллельную» историческую событийность, прояснить которую и призваны материалы библиотеки.

Одним из результатов работы кинолектория за три прошедших месяца можно считать развенчание одного из крупнейших современных мифов про кинозрителя: страхи прокатчиков перед торрентами и прочими формами существования фильмов в Сети совершенно безосновательны. Долгое время плач о снижении зрительской активности при походе в кино объяснялся тем, что появление фильмов в Интернете делает необязательным поход в кинозал: зачем платить деньги за билет, когда можно скачать?

В рамках настоящего кинолектория 4 из 6 показов были эксклюзивными, т. е. фильмы специально переводились для самарских сеансов. Но и без перевода, на языке оригинала эти фильмы было почти невозможно достать в Сети. Однако на зрительской активности это никак не отразилось, а по иронии обстоятельств, именно показы двух лент, уже представленных в Интернете на русском языке, вызвали слегка больший интерес публики. Вряд ли на основании одного местного кинолектория можно делать общий вывод. Однако представляется, что «эксклюзивность» сеансов, на которой так настаивают защитники авторских прав, имеет мало отношения к заботе о зрителе, а касается преимущественно рыночной логики предпринимателя, желающего заработать. Как минимум мотивация самарского зрителя определяется иными логиками потребления культурного продукта, нежели его «недоступность».

Но, пожалуй, более важный вывод, который напрашивается по результатам трехмесячной деятельности кинолектория, связан с осознанием того факта, что любая культурно-просветительская инициатива, которая не находит активной рекламной поддержки, в текущих условиях может функционировать лишь в логике потлача. То есть лекция, показ фильма, опубликованная статья ориентированы не на уже существующую публику, а на некое (пока еще) пустое пространство.

Морис Бланшо однажды написал, что публикация всякой книги адресована не существующему читателю, а читателю, которому еще предстоит (по)явиться. Так же и со зрителем. Зритель вчерашнего дня «умер», но новому еще предстоит найти свой путь к кино или отвернуться от него окончательно. То есть кино уже никогда не будет таким, «как прежде». Но и таким, «какое оно сейчас», оно будет не всегда. А это, пожалуй, главный повод для оптимизма.

***

 

Журнал Cineticle, киноклуб «Ракурс» и Самарский литературный музей

приглашают на показы в рамках кинолектория Олега Горяинова

«Параллельные истории кино»

1 февраля, 19:00

Музейные часы (2012, Австрия, США, 106 мин.)

Режиссер: Джем Коэн

Олег Горяинов

Киновед, философ, кандидат юридических наук.

 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», №№ 1–2 (109–110), 2017, Январь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *