События: ,

Пространство и время в музыке Илоны Дягилевой

21 марта 2017

Авторский вечер для композитора – своего рода творческий отчет, долгожданная встреча с внимательным и заинтересованным слушателем. Программа такого концерта подбирается с особым вниманием: в нее включаются лучшие и любимые сочинения, а также новые, недавно созданные музыкальные произведения.

В концертном зале Самарской областной универсальной научной библиотеки в рамках XVII Международного фестиваля «Музыкальные автографы» состоялся авторский вечер композитора ИЛОНЫ ДЯГИЛЕВОЙ. Программа получила название «Солнце любви».

Особое место в творчестве Дягилевой занимают хоровые сочинения, ставшие прологом и эпилогом концерта. Внимание к слову отличает творческий почерк молодого композитора. В партитурах ее сочинений много воздуха, им присущи объем и широта охвата музыкального пространства.

Илона Дягилева – композитор с самобытным видением мира, художник философского склада. Ее хоровая композиция «Миллениум» кажется отражением космических созвучий, музыкой планет. Музыкальная ткань произведения подвижна и изменчива, возникает ощущение, что сам воздух вокруг начинает вибрировать. Хоровой вокализ сменяется энергичным скандированием, внутри которого рождается лирическая мелодия. Постепенно расширяясь, она достигает кульминации и растворяется в красочных созвучиях. Даже воспроизведенное в записи, это сочинение оказывает сильное эмоциональное воздействие на слушателей, погружая их в мир удивительных фантазий.

Камерно-инструментальные произведения И. Дягилевой гармонично дополняли поэтические тексты, талантливо и проникновенно прочитанные актрисой Надеждой Малывановой. Диалог поэтов Серебряного века воплотился в дуэте альта (Татьяна Гайворонская) и фортепиано (Олеся Харченко), исполнивших несколько фортепианных прелюдий и инструментальный цикл «Созерцания». Яркое впечатление оставила пьеса для солирующего альта «Мгновение вечности».

Необычные тембры ханга и ситара в сочетании с классическими европейскими инструментами усилили красочность оркестровой палитры. И «Дыхание ветра», и «Река времени» воспринимались как произведения, лишенные временных ориентиров, – то ли воспоминания, то ли предвидения, то ли фантастические «стоп-кадры» вечности. Ощущение мистического воздействия музыки усиливало хореографическое воплощение: пьесу «Дыхание ветра» исполнили артисты Театра танца Эльвиры Первовой «СКРИМ».

С категорией времени у Илоны Дягилевой особые отношения. В некоторых ее сочинениях нет привычных разделов традиционных музыкальных форм: показа тематизма, развития-разработки, завершения, а существует как бы единое длящееся состояние – своего рода медитация. В этих произведениях автор задается вечными вопросами бытия и словно призывает слушателей задуматься над ними. Хочется отметить, что при всей диссонантности и тональной подвижности музыка композитора остается в рамках расширенной тонально-ладовой системы; она наполнена позитивом и внутренним светом. Слушателю она дарует гармонию и надежду – в этом и кроется ее притягательная сила.

В концерте прозвучали и два новых вокальных сочинения композитора – «Осенний лист» на стихи С. Хитрово и «Солнце любви» на стихи В. Соловьева. Исполненные друг за другом, они образовали диптих, в котором хрупкому нежному сопрано (Юлия Ермишкина) отвечал мужественный баритон (Георгий Цветков).

В совершенно ином обличье предстала оркестровая пьеса «Странник» в аранжировке для ансамбля струнных инструментов. Традиционно-романтическая тема «пути» окрасилась драматическими красками. Благодаря исполнению под руководством дирижера Георгия Клементьева, вдумчиво и внимательно работающего с музыкальными текстами самарских композиторов, поддерживающего творчество молодых авторов, пьеса прозвучала выразительно, ярко и эффектно.

Завершился вечер литургическим триптихом в исполнении вокального ансамбля Virginis СГИК (руководитель Елена Юнек). Хоры «Благослови душе моя», «Единородный сыне» и «Святый Боже» выстроились в единую законченную музыкальную форму. Женские голоса, обрамленные звучанием высоких струнных, представлялись голосами ангелов. Возвышенным торжественным звучанием хора завершился этот концерт.

Авторский вечер оставил впечатление, что Илона Дягилева – композитор, находящийся в постоянном поиске: новых жанров, форм, инструментальных тембров и музыкальных смыслов. Потому ее концерты всегда интересны и профессионалам, и любителям. В этот вечер зал был полон – что является лучшим подтверждением сказанному.

Анна ЛАЗАНЧИНА

Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Фото из архива автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 5 (113), 2017, Март

pNa

Оставьте комментарий