События: , ,

Графика Станислава Федорова

10 апреля 2017

Станислав Федоров – легендарная фигура в культурной жизни Самары. Многим знатокам искусства покажется, что заслуженный художник России известен лишь как автор монументальных и станковых живописных полотен. Безусловно, его полотна всегда экспрессивны, соответствуют представлениям о предназначении искусства, отличаются высоким мастерством.

Он часто повествует о легендарных событиях, запечатлевает мифологических персонажей. Библейские притчи и исторические лица, запечатленные вне времени и пространства, актуальны своими пластическими решениями и пролагают путь из прошлого в настоящее. Но сегодня в стенах Самарского художественного музея открыта выставка его графики.

Впервые я увидела графику Станислава Васильевича на одной из персональных выставок. Если живопись этого мастера крупноформатная, размашистая, полная небрежных размашистых мазков, то графика запоминается, прежде всего, филигранностью. На выставке были рисунки, схожие с работами старых мастеров, и формальные композиции кубофутуристического толка.

Верный глаз, точная рука, уважение к материалу, высочайшее мастерство и жанровое разнообразие характеризуют Федорова-рисовальщика. Перед зрителем проплывали то укрупненная голова лошади, то профиль бородача или пухлые щеки мифической красавицы. Филигранные рисунки, напоминающие творения старых мастеров.

Еще одна экспозиция по-иному представила художника на выставке «Большая Волга» в Самаре. И опять невозможно было пройти мимо небольших листов графики. Тщательно разработанные, с применением сложной техники, с использованием краски, пера и карандаша, они являли образец внимательного отношения к данному виду искусства – рисунку. Никакой поспешности, небрежности, эскизности, во всем выражено внимание.

И вот новая встреча с выставкой. Она приурочена к 80-летнему юбилею художника. Пятьдесят пять графических произведений, созданных с начала 2000-х по 2016 год, вновь напоминают о том, что для Станислава Федорова всегда были приоритетны мастера эпохи Возрождения и классики модернизма XX века.

 

Врезка

 

Станислав Васильевич Федоров на протяжении многих лет заведовал кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Самарского архитектурно-строительного университета, профессор. Он преподает с 1969 года, все самарские архитекторы прошли через его классы. Произведения мастера находятся в собраниях за рубежом. Он отмечен множеством государственных наград.

 

Как и его кумир Пабло Пикассо, художник Станислав Федоров любит интерпретацию мифа не только в живописи, но и в графике. Таковы «Поверженный Прометей», «Нимфа-охотница», портреты Микеланджело и Сальвадора Дали.

Целая стена в экспозиции посвящена размышлениям о космосе, загадкам Вселенной, встречам с иными цивилизациями. Лист «Зарождение галактики» с эффектными заливками краски, проявляющими протуберанцы космической энергии, завораживает светом, цветом и графическим решением. Интересны фантастические образы фантастических существ «Инопланетянка», «Космический информатор», «Космический пейзаж». В решении этих листов используются контурные стержни в соединении с заливками краски.

Художник любит черный лист бумаги. На темной поверхности возникают в серебристых контурах фантасмагорические лица, причудливые фигуры. Для Станислава Федорова работа в графике – не только игра с материалами, с новыми красками, акрилом, темперой, гуашью, с декоративными стержнями. Используя гелевую ручку, золотые контурные линии, отдельные мазки краски и растушевку на тонированной бумаге, он создает небольшие драгоценные листы оригинальной графики.

Станислав Федоров всегда тяготел к экспрессионизму, наполняя линии, пятна, контуры, силуэты экспрессивной энергией. Даже декоративная линеарность уходит на второй план во имя движения, экспансивности. Безусловно, графика этого мастера лишена возрастной усталости, статичности, она молода молодостью души.

 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 6 (114), 2017, Март

pNa

Оставьте комментарий