О Революции на разные лады

 

Марафон, посвященный столетию Русской революции, в разгаре. Эстафету приняли Музей Модерна и Самарский литературный музей. Планку в этот раз подняли высоко – такие выставки о революции вы еще не видели.

Немыслимо, чтобы музеи обошли в этом году тему столетия Русской революции. Начинаются активные поиски в архивах, на складах, звонки преподавателям с просьбами прочитать тематические лекции. Молодым сотрудникам музеев ставится задача: вот, возьми 20 фотографий из архива и сделай хорошую выставку. И тихие воины искусства начинают свою маленькую революцию: при отсутствии новых экспонатов делать интересные выставки.

Когда нет фактов, лучше всего обращаться к эмоциям. Видимо, это правило взяли за основу кураторы выставки «ВЗРЫВ» в Музее Модерна. Соорудив конструкцию деревянного лабиринта, выписав от руки на его бумажных стенах строчки из мемуаров современников 1917 года, развесив куски ткани с лозунгами – пригласили зрителей на открытие. Это как раз тот случай, когда «так просто, что уже хорошо».

Экспозицию, как партитуру, хочется разложить на голоса. Вначале одинокие, не верящие в происходящее: первый лозунг на белом полотне кроваво-красными буквами – «Да здравствует Временное правительство и Учредительное собрание!». Следующее высказывание на тон выше – страх. Появляются громкие голоса – большие черные буквы. Сразу за поворотом – крик. Через лозунги нужно пробираться, строчки на стенах налезают друг на друга. А дальше лишь одинокие разочарованные фразы: «Я много читал раньше о том восторженном настроении, которое якобы царило в Петрограде, и не нашел его нигде», – Антон Деникин. В конце лабиринта тишина, и лишь шорох листовок под ногами об отречении царя, да надпись на стене: «Люди перестали быть сами собой». Короткая и грозная музыка.

Проект «Взрыв» в музейном подвале будет разрастаться, пока не достигнет своего пика в октябре. Начинаем чувствовать смятение Революции 1917 года постепенно.

***

Самарский литературный музей пошел по более сложной дороге – завел разговор о поиске национальной идентичности в период с 1882 по 1917 год. Выставка «A LA РУС» исследует «путь к новому обществу», «путь к вере», «путь к новому человеку», «путь к революции». Провожатыми здесь выступают Дмитрий Мережковский, Александр Блок, Сергей Есенин, Максим Горький, Николай Клюев. Цитаты, письма, газеты, элементы быта – подсказки к атмосфере того времени. Постарались добавить и мультимедийности – планшеты с видеохроникой на разных стендах. Выставка больше про разум, а не эмоции. Нужно ходить и вчитываться в пояснения и высказывания, составляя сложный русский узор противоречивых отношений к происходящему и будущему Отечества.

Уважение вызывает труд кураторов выставки Алеси Атрощенко (на фото) и Анастасии Альбокриновой. Расшитые крестиком портреты деятелей той эпохи, сложные деревянные конструкции, имитирующие русский узор, обвязанные элементы стендов – музейный подвиг. Все это лаконично, стильно и даже забавно. Дизайн добавляет легкости выставке про сложные темы. Здесь было очень много препятствий: маленький зал – простая комната усадьбы, дурной свет, желание охватить как можно больше. Но выставка состоялась и добавила ярких красок в музейный марафон столетия революции.

Выставки нужно отсматривать обязательно. Они оригинальны и просты. Но главное, что их собирали молодые сотрудники музеев, уже оторванные от живой истории Революции и советской эпохи. Они воспринимают это как далекое прошлое, не допуская к себе советскую идеологию.

Ксения ГАРАНИНА

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 7 (115), 2017, Апрель

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *