Самарские поэты в Центре Весны

 

В Саратове завершился XI Всероссийский фестиваль поэзии «Центр Весны». Побывал на этом масштабном литературном форуме самарский поэтический десант и вернулся с победой: в состязании, именуемом «поэтический слэм», или, в более понятной формулировке, «поэтическая дуэль», все призовые места заняли самарские авторы.

Фестиваль «Центр Весны», ранее – «Дебют-Саратов», проходит в Саратове с 2006 года. Главный организатор – неизменно Михаил Богатов, поэт, прозаик, критик, преподаватель кафедры философии Саратовского государственного университета. Сложно понять, откуда Михаил Александрович берет столько сил – фестиваль держался и держится только на нем, при всей поддержке сильного литературного круга, сложившегося вокруг фестиваля.

Фестиваль многоформатен. И, помимо читок и неформального общения, включает лекции гостей, презентации книг, журналов и литературных проектов, круглые столы, перформансы. Учитывая географию (от Петербурга до Новосибирска), установившееся имя и зарекомендовавшее себя качество, а также неповторимый бесшабашный дух, фестиваль без всякой существенной поддержки в последние годы остается одной из лучших возможностей соприкоснуться с наиболее актуальными явлениями и тенденциями поэзии со всей России.

Качество, насыщенность – все это свойства и недавно закончившегося фестиваля. Помимо обязательных масштабнейших читок на открытии и закрытии, он включил авторский вечер знаменитого Дмитрия Воденникова, лекцию о метамодернизме Андрея Пермякова, круглый стол-презентацию по второму (критическому) тому нашумевшего проекта «Русская поэтическая речь» Волковой-Кальпиди-Кузьмина с участием авторов статей, а также финал саратовского городского поэтического слэма.

За три фестивальных дня состоялось немало поэтических чтений, творческих встреч, книжных презентаций и круглых столов. Для публики, глубоко интересующейся историей и теорией поэзии, читались лекции. Автором одной из них стал самарец Георгий Квантришвили:

– Когда мне предложили приехать в Саратов, я предупредил, что мое поэтическое творчество осталось в прошлом и сейчас я занимаюсь историей литературы в узком региональном аспекте. Предложил объединить меня в один блок с Алексеем Голицыным, занимающимся тем же, чем и я, но применительно к Саратову. Алексею удалось получить доступ к интересным материалам 1930-х. И у меня об этом периоде кое-что в загашнике имелось. Например, полный комплект толстого литературного журнала Самарского края 1930-36 годов. Так и родилась наша с Голицыным лекция «Параллели: литпроцесс в Самаре и Саратове в 30-е годы».

Стоит заметить, что слэм, столь удачный для самарцев, – лишь одно из событий фестиваля, а не его апофеоз. По справедливому замечанию редактора журнала «Волга» Алексея Александрова, «гораздо важнее не соревнование и выигрыш, а разнообразие поэтических голосов, за эти три дня прозвучавших». Тем не менее, победа в слэме трех наших земляков лишь ярче подчеркнет их личные достоинства. Победа справедлива, судьба не ошиблась. Вопреки распространенному представлению о поэте-отшельнике, мало интересующемся современниками, поэты другие. Пушкин взвалил на себя обязанности редактора, редакторствовал Некрасов. Поэты Серебряного века, вплоть до совсем крошечных, отрецензированы и вписаны в литературу Брюсовым, Гумилевым и Ходасевичем.

Кто из самарских поэтов тратит свои силы и время на коллег? Андрей Савкин («ЛитСреда»), Катя Сим («Культисты Красного Носа»), Люба Глотова (журнал «МоРКОВь» и поэтическая «Девятая Студия»). Чемпионы саратовского слэма.

Что, за общественное служение прибавляется удачи и таланта?

О слэме стоит высказаться подробнее. Что он собой представляет, думаю, подробно объяснять незачем – «кабацкое» состязание авторов-чтецов с оценкой самими слушателями. Уже не первый год финал слэма становится частью фестиваля в особой саратовской форме, когда два первых «круга» участники обмениваются подборками. Но в этом году слэм имел и особенности. Иногородним участникам фестиваля разрешили участвовать в нем, минуя отборочные туры. И саратовцы, в некотором роде, стали жертвами собственного гостеприимства. Не похоже, чтобы самих «жертв» это как-то отяготило или озаботило – хозяева фестиваля радовались этой победе больше гостей!

Один из участников назвал «Центр Весны» самым рок-н-ролльным из всех фестивалей, и с этим невозможно не согласиться. Здесь легко и с улыбкой говорят о серьезном, а сложнейшая поэзия представляется в игровой манере.

Алена САМСОНОВА 

Кинодокументалист, драматург, член Союза кинематографистов России.

Андрей САВКИН

Переводчик, координатор журнала «ЛитСреда».

Фото Елены ЛЕБЕДЕВОЙ

 Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 9 (117), 2017, Май

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *