События: , ,

Фестиваль – это «Движение»

5 июня 2017

 

Джазовая студия «Движение» была организована 17 лет назад как образовательное учреждение, готовящее джазовых музыкантов и вокалистов. Здесь студенты в ходе пятилетнего курса проходят обучение игре на инструментах, а также музыкальную грамоту в объеме средней ступени специального образования.

Организатором и бессменным руководителем студии все годы был Сергей Равин, преждевременно ушедший из жизни в конце 2016 года. Он же ввел в учебную практику всевозможные музыкальные проекты: публичные выступления студентов и созданных ансамблей, их участие в различных конкурсах, регулярные jam sessions и фестивали. В Самаре было проведено пять джазовых фестивалей под девизом «Клуб «Движение» приглашает друзей». На них с удовольствием приезжали из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Уфы, Нижнего Новгорода, Ульяновска…

Хочется отметить, что преемник Равина Денис Рыбаков поддержал традицию музыкальных проектов и организовал шестой джазовый фестиваль, на этот раз ставший даже международным, под тем же девизом – Moving Club Meets Friends 2017. По формату фестиваль оказался отличным от предыдущих: он проходил целую неделю в разных помещениях и в разных процедурных воплощениях.

***

Начался фестиваль с традиционного концерта в двух отделениях в ДК железной дороги.

Открыл фестиваль квартет Анатолия Осипова из Москвы. Анатолий рассказал мне, что его вхождение в джаз, в музыку начиналось в Самаре. Здесь он окончил музучилище по специальности «Теория музыки», начал осваивать саксофон, на котором какое-то время играл в оркестре Льва Бекасова. Были и ЗАНЯТИЯ в студии «Движение», но всерьез Анатолий занялся саксофоном уже в столичном Университете культуры. В 2011-м музыкант вышел в финал престижного конкурса «Усадьба Джаз», а в 2013-м стал лауреатом конкурса в Ростове-на-Дону. В Самаре Анатолий уже выступал в проекте Jazz Guide Jam.

На фестивале квартет играл музыку относительно нового стиля post jazz. Его признак – импровизационная свобода, достигаемая при помощи средств, не обязательно характерных для мейнстрима. В разговоре со мной Анатолий согласился, что в его прозвучавших композициях можно обнаружить элементы как хард-бопа, так и классического джаза, а также академической музыки и этники.

В составе ансамбля играют яркие музыканты, превосходные солисты с богатым концертным опытом и известностью. Причем, кроме сотрудничества в квартете Осипова, они имеют и собственные музыкальные проекты. Ансамбль относительно молодой. А начинался он с дуэта Анатолия с пианистом Алексеем Наджаровым. Затем к ансамблю присоединился Петр Талалай, уже достаточно опытный барабанщик с Академией Гнесиных за плечами. И с приходом контрабасиста Дениса Шушкова ансамбль приобрел окончательный формат.

Второй на сцену фестиваля вышла французская группа Dam`nco, с которой сотрудничает российский басист Антон Данилянц. Руководит ансамблем известный в Европе барабанщик Дамиен Шмитт, а в его составе гитарист Янн Негри и два клавишника – Мишель Лек и Николя Велля.

Лицо ансамбля проявилось в первых же звуках – это откровенный fusion, более того, pop fusion с акцентом на pop. Музыканты сразу же начали заводить зал энергичной музыкой и «хождением в народ», вовлекая зрителей в прихлопы и притопы. Сами композиции не особо блистали мелодической оригинальностью и вынужденно вписывались в мощный, но весьма однообразный ритмический рисунок.

Хотя музыканты представляют себя как «новое лицо французского джаза», а кто-то назвал группу «музыкой будущего, звучащей уже сейчас», performance, представленный музыкантами из Парижа, существовал на сценах Пензы и Рязани уже лет 30 назад. Что же действительно поражало в музыке группы, так это громоподобное давление ударных. Техника Шмитта действительно великолепна, фантастична, но отдельные композиции выглядели как «концерт для барабанов с ансамблем». Изобилие ударных не смог пробить даже дуэт клавишных со спаренными клавиатурами.

***

Второй день музыкального праздника выбился из привычного формата джазового фестиваля. Он проводился не в концертном зале, а в молле «Парк Хаус». Сцена, конечно, присутствовала, и на нее с 12 до 19 часов вышло аж 12 ансамблей. Перед сценой, в том числе и за столиками кафе, сидели, стояли и танцевали зрители, значительная часть которых попала сюда случайно. Специально приехавших сюда из центра Самары по случаю фестиваля любителей музыки было не очень много, но, возможно, в этой ситуации джаз приобрел и новых поклонников, и именно живая встреча с этой музыкой у кого-то вызвала к ней интерес – надеюсь, не кратковременный.

Выступавшие музыканты демонстрировали разную степень умения, профессионализма, мастерства и таланта, а также выдумки в преподнесении исполняемой программы. Один из ансамблей даже вывел на сцену вокалистку, полностью упакованную в паранджу и никаб, хотя каких-то явно мусульманских интонаций в исполняемой музыке не было.

В концерте, который шел в режиме «гала», выступали гости из Москвы, Саратова, Уфы и Самары. Причем звучал джаз разных стилей и форматов – от камерных дуэтов и трио до эстрадно-маршевого оркестра «Темп» с бравурно-энергичными свинговыми композициями 30–40-х годов.

Отмечу отличный квартет из Уфы под управлением саксофониста Азата Гайфуллина. В его составе – гитарист Джалиль Мухаметшин, барабанщик Антон Антонов, успевший поработать со многими известными джазменами России, Америки и Европы. Вечером на jam session в клубе Bridge Bardo вместе с уфимцами и самарцами играл и саксофонист Николай Винцкевич, случайно оказавшийся в Самаре.

Отлично отметился дуэт саратовско-московского контрабасиста Дмитрия Толочкова и столичного гитариста Павла Ершова. За плечами обоих – легендарная Гнесинка, стажировки в США и участие во многих фестивалях. Музыканты продемонстрировали удивительную стыковку музыкального мышления в довольно необычном и технически сложном инструментальном дуэте.

Закрывал дневную программу в «Парк Хаусе», а затем давал сольный концерт уже в MuzCafe Bootlegger подлинный хедлайнер фестиваля – столичный ретро-ансамбль Real Jam. В его составе солидная инструментальная группа, но шарм и прелесть программе придает прежде всего женское вокальное трио: Татиана Фатеева, Анастасия Лютова и Татьяна Вобошко. Девушки не скрывают, что образцы для них – классические джазовые трио «Сестры Эндрюс» и «Сестры Босвелл». Они еще в 30-х годах стали первооткрывателями ансамблевого джазового вокала.

Молодые музыканты и вокалистки удивительно точно вводят слушателей в эпоху свинга, в мир музыки своих дедушек и бабушек, и каждый концерт артистов – это увлекательное путешествие во времени с лучшими джазовыми мелодиями первой половины ХХ века, а великолепные стилистически выдержанные аранжировки в сочетании с исполнительским мастерством обеспечили ансамблю достойное место на джазовой сцене.

***

Фестиваль был прекрасно организован. Были серия мастер-классов и jam sessions. И художественная выставка, на которой были представлены 10 полотен Полины Горецкой. Все картины – по теме джаза и написаны специально к фестивалю.

Параллельно с фестивалем профессионалов в Центре социализации молодежи проходил Детский джазовый фестиваль с участием юных музыкантов Самары, Саратова и Уфы.

Достойным завершением прекрасного и полновесного джазового праздника стал концерт трио Dock in Absolute Жана-Филиппа Коша из Люксембурга в клубе Bridge Bardo. Музыканты представили свой дебютный альбом. Самого пианиста отличают тонкий мелодизм и глубокая чувственность. Легкие хрустальные переливы фортепиано в созвучии с басом Дэвида Кинцигера и барабанами Мишеля Мейса выстраивались в стройные, заведомо минималистические мелодии на стыке академической классики и собственно джаза.

 

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 10 (118), 2017, Май

pNa

Оставьте комментарий