События: ,

Первое «Место»

9 июня 2017

Состоялся первый самарский фестиваль городской культуры «МЕСТО», который организаторы хотят сделать ежегодным. Получилась современная ярмарка со своим социальным «месседжем» – любить свой город и делать для него все возможное.

Самара – город купцов. Не может просто так уйти в историю дело Шихобаловых, Аржановых, Курлиных и их коллег по торговле. Кажется, сам Меркурий кинул свой денежный мешочек на самарские берега, и в XIX веке благодаря успешной хлеботорговле Самара становится экономической столицей региона. На торжествах по случаю образования нового региона губернатор тех времен Степан Волховский объявил о создании благотворительного фонда для восстановления сгоревшей Самары и потребовал со всех местных купцов средства – от 2 до 6 тыс. рублей серебром.

Центром жизни города тогда была Хлебная площадь. Колесо истории сделало оборот. И вот уже по собственной инициативе самарские купцы, которые теперь бизнесмены, понесли средства на развитие города в сторону Хлебной площади. Обеспокоившись состоянием загибающейся под гнетом бездумной застройки старой Самары, они решили поспособствовать сохранению лица города. Купцы – все молодые и дерзкие, со своими идеями и со своей лояльной аудиторией среди верхушки среднего класса – придумали устроить фестиваль, который на деле есть ярмарка. Проект интересный – и в социальном плане, и как хорошая реклама, всё очень по-европейски.

Почти что ярмарка

В назначенное время двери гостеприимного фестиваля открылись. За 500 рублей каждый мог приобрести билет и свободно прогуливаться по территории. Особо практичные покупали билеты заранее со скидкой в 200 «деревянных». А тот, кто считал излишним тратиться, стоял под забором и слушал любимые группы. Благо музыка была слышна до Хлебной площади.

Территорию разделили деревянными балками на три коридора и площадку перед сценой. Первый коридор заполнили продавцы одежды и значков, второй – территория бьюти, где весь день стригли и брили, а третий – еда и оставшиеся команды по торговле различной мелочью. Самой популярной, конечно, была сцена.

Фестиваль «Место» – это ярмарка в лучших традициях прошлого. Здесь и цирюльник, и музыканты, и театр, и художники, и еда. Последнее было главным развлечением. Наверное, каждый, кто зашел в этот день на фестиваль, попробовал или смузи, или фенхель в пите, или просто какой-нибудь бургер. Кто-то баловал себя мороженым в булочке, а кто-то жевал пиццу. Стоит отметить, что к вечеру у продавцов меню значительно сузилось. И только в первой половине дня можно было отхватить сок из сельдерея или лапшу унаги, вечером – лишь яблочный сок и рис.

Публика хотела не только хлеба, но и зрелищ. На сцене – музыканты. В лектории – спикеры. Темы были подобраны ярмарочные, привлекающие внимание и броские – шизофрения, черные копатели, «Черный квадрат» Малевича. Этот цикл устраивала команда уже известного в Самаре лектория «15х4». Перед этим небольшое помещение, похожее на ангар, оккупировал спикер Пастор со слишком успешным продвижением в Инстаграм, его аудитория там насчитывает около 80 000 подписчиков. Он рассказывал, как стать успешным в социальных сетях. Его выступление стало «гвоздем» лектория, отодвинув на второй план истории Андрея Кочеткова про создание проекта «Том Сойер фест» и Арта Абстрактова про галерею стрит-искусства. Но не одной теорией жив художник, поэтому в этот день все зрители смогли увидеть работы самарских граффитистов, оставивших свои послания на стенах элеватора. Все они размышляли над темой освоения пространства заброшенных территорий. Такой «посыл» дал куратор площадки Дмитрий Храмов.

Низовая инициатива

Фестиваль «Место» планируется каждый раз проводить в новой локации. Одно требование – место должно быть «нехоженым», но знаменитым. Идеальный вариант – заброшенные территории. По словам идеологов проекта, фестиваль – инициатива самих горожан. Власть же должна создавать условия, мотивировать и помогать. Но все это маркетинг территорий. Пока эту науку в Самаре осваивают слабо, и «Место» лишь одна из первых «ласточек». Безусловно, это хороший пиар для организаторов, но социальный резонанс события значительно выше. Можно говорить о том, что такие проекты, как «Ресторанный день» и Moy Design Market, уже наскучили аудитории, а объединение в один проект дает им новую жизнь. Но за возможность пройти к элеватору и уютную атмосферу стоит действительно сказать всем, кто создавал этот праздник, спасибо.

Атмосфера была очень приятной. Несмотря на большое скопление людей, все дружелюбно и удобно. Возможно, это связано с полным запретом на алкоголь и курение. Наконец-то это стало модным.

Не «Место» красит человека, а человек – «Место». Потому что самым интересным здесь было разглядывать гостей. Мероприятие собрало молодых людей, не лишенных чувства стиля, следящих за модой и при этом культивирующих свою уникальность. Ну а кто еще может прийти на фестиваль за 500 рублей за вещами местных дизайнеров и рюкзаком хенд-мейд? Вот цирюльник – блондин с ярко-огненной бородой, вот один из организаторов в ярко-красном свитере со снеговиками, девушки в платьях самых актуальных фасонов и с прическами самых ярких цветов. Именно они формировали дополнение «городской культуры» к слову «фестиваль».

«Место» силы

В этот день на фестивале был один непрошеный гость – дождь. Он то прибегал, то удалялся, оставляя за собой радугу и счастливого вокалиста группы VLNY, возомнившего, что именно он разогнал тучи. Но дождь создал удивительную атмосферу для хедлайнеров фестиваля – музыкантов On-the-Go. Немного холодный воздух сделал идеальной атмосферу для «нордического» звучания группы. Когда-то тольяттинцы, а сейчас уже москвичи, On-the-Go выступали под закрытие. Перед ними на сцене звучали более известные, но уже менее популярные «Кирпичи» со своими «нетленками» 2000-х. А днем со сцены – джазовая музыка и молодые самарские музыканты, ищущие свой звук, имидж и внимание зрителей – кто с помощью песен о тоске, кто с помощью вокалистки в парандже.

«Место» заняло небольшую площадку, и когда попадаешь на нее, чувствуешь смятение: «Что я буду делать здесь пять часов, до появления своей любимой группы?» Но время пролетело незаметно. Можно было посмотреть читку пьесы Вуди Аллена от театра «Место действия», послушать лекцию, посетить фотовыставку.

Наверное, поймать истинную самарскую идентичность на истинно самарском фестивале было сложно. Но насладиться им – легко. По словам организаторов, фестиваль прошел успешно: хорошая атмосфера, хороший контент.

Ксения ГАРАНИНА

Фото автора

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 11 (119), 2017, Июнь

Aviasales

  • 13
    Поделились

Оставьте комментарий