События: ,

«Литературный оркестр» сыграл на бис

13 июня 2017

 

В Тольятти к трем филармоническим оркестрам – симфоническому, джазовому и оркестру народных инструментов – прибавился еще один, литературный. Отличное название для проекта, организаторы которого взялись сформировать у слушателей свежий взгляд на хрестоматийную русскую литературу.

Дирижерами этого виртуального оркестра стали ведущие российские литературоведы, ученые, журналисты, а в качестве солистов выступили актеры театра-студии «Вариант», представившие документальные спектакли по мотивам жизни и творчества русских писателей. Безусловно, проект вызвал интерес горожан: лекции в центре отдыха «ТольяттиАзот» посетили более 2000 человек и примерно 3000 посмотрели проект в записи.

Магическое число 7

В стране, откуда мы все родом, многое делает Слово. Жанр публичных лекций необычайно популярен, их проводят музеи, вузы, галереи, парки… Лекции собирают огромные аудитории, и это показатель стремления к личному апгрейду, освежению знаний, получению ответов на насущные вопросы. Отрадно, что в Тольятти мероприятия абсолютно бесплатны, они привлекают школьников, студентов, всех думающих горожан.

Побывав на четырех из семи вечеров, смею утверждать, что назвать это академическими лекциями не совсем верно. Скорее это доверительный разговор со зрителем, где есть место и парадоксу, и юмору, и увлекательным фактам, и «обратному микрофону» с заковыристыми вопросами из зала.

Началось все с пролога от публициста и ведущего программы «Тем временем» на канале «Культура» Александра Архангельского о роли русской литературы и особом общественном статусе отечественных писателей. Иллюстрацией стали сыгранные актерами документальные диалоги писателей и правителей страны в разные эпохи.

Лекцию «В не последнюю осень: как, что и о чем писал Пушкин в Болдине в 1830 году?» Алины Бодровой, научного сотрудника Пушкинского дома РАН, преподавателя школы филологии НИУ ВШЭ, сопроводили театральной зарисовкой о Болдинской осени.

Дмитрий Бак, филолог, литературный критик, профессор РГГУ, представил увлекательный рассказ на тему «Анна Каренина в 1870-е годы: нравственная проповедь или чистое искусство».

Лекция Леонида Клейна, публициста и ведущего авторской программы на «Серебряном дожде», о произведениях Чехова как психологическом триллере вызвала активное обсуждение зала, а продолжил тему спектакль «Литература и быт: Антон и Александр Чеховы», построенный на остроумных письмах братьев.

Член редакции журнала «Филология», редактор просветительского сайта Arzamas.academy Кирилл Головастиков рассказал о том, как читать и понимать стихи, а затем тольяттинцы, прошедшие кастинг в проект, читали Бродского и даже свои собственные стихи.

Рассказ кандидата исторических наук Марии Котовой был посвящен формированию Булгакова-писателя. Театр предложил, пожалуй, самый интересный из своих мини-спектаклей – по мотивам булгаковского романа «Жизнь господина де Мольера».

А в апреле на сцене ДК «ТоАЗ» вновь появился блистательный Клейн со своей версией романов Достоевского: «О плохих поступках хороших людей».

Организаторы создают особую атмосферу встреч. В фойе перед зимним садом играет механическое пианино, а в «белом зале» проходят книжные выставки из фондов городских библиотек.

 Синтез реальностей, синтез искусств

Финальный аккорд «Литературного оркестра» посвятили теме реальности и вымысла в литературе. «Дирижировал» концертом доктор филологических наук, профессор школы филологии факультета гуманитарных наук ВШЭ Олег Лекманов. Его рассказ – о любви, ревности, бытовом абсурде, о том соре, из которого рождается литература и питается смыслами.

Вторая часть вечера представляла собой вербатим. На этот раз организаторам удалось расширить формат и привлечь достойное музыкальное оформление. На сцене звучали произведения Шумана, Скрябина, Метнера, Дебюсси, Шостаковича в исполнении лауреата международных конкурсов, доцента Российской академии музыки имени Гнесиных Павла Домбровского (фортепиано) и лауреата международных конкурсов, солиста Московского ансамбля современной музыки Ильи Рубинштейна (виолончель).

Основу спектакля составили личные истории жителей Ставрополя-на-Волге, дошедшие в письмах, воспоминаниях. Существенную поддержку в написании сценария оказали сотрудники местных музеев – краеведческого и «Наследия». Чтение «бытовых текстов» чередовалось с фрагментами литературных произведений, соответствующих хронологии событий. Спектакль состоял из четырех разделов – глав романа, написанных самим временем.

Лихорадка будней Гражданской войны воссоздана с помощью переписки сестры милосердия Елизаветы Завалишиной и ее жениха, гвардейского офицера. Эпоха Большого террора предстала в письмах архитектора Суханова из Сиблага сыну-художнику.

Тема Великой Отечественной войны раскрылась в воспоминаниях Раисы Хорешко, дочери Василия Старикова, в перенесенном доме которого и располагается сегодня городской музей «Наследие». Судьба этой женщины удивительна. Раиса Васильевна была призвана на фронт в неполные восемнадцать лет, прошла всю войну от Сталинграда до Берлина, награждена орденами и медалями. В последние годы она жила в Москве с мужем, генерал-майором Григорием Хорешко. Раиса Хорешко ушла из жизни в январе 2017 года в возрасте 92 лет… Контрапунктом к истории легендарной ставропольчанки прозвучали строчки из повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр!».

Заключительную главу посвятили новой эпохе в истории города, трагической и героической, – строительству ГЭС. Бытовые трудности не помешали горожанам с энтузиазмом смотреть в будущее, а фрагменты повести В. Распутина «Прощание с Матерой» воссоздали последний взгляд на исчезающее патриархальное прошлое.

Филипп ДЗЯДКО, руководитель сайта Arzamas.academy, партнер образовательной части проекта:

– Одна из наших целей – показать, что литература сложнее и глубже, чем это представлено в школьных программах, что она имеет прямое отношение к жизни. Конечно, нам важно было пойти в регионы, где чувствуется недостаток качественных публичных лекций. Мы планируем однодневные выступления в крупных российских городах с тем, чтобы «разбудить» этот жанр, а в дальнейшем привлечь талантливых местных лекторов. Но то, что нам предложили в Тольятти, по-настоящему вдохновило. Мы провели цикл, где каждая лекция демонстрировала неожиданный ракурс литературы через известные, хрестоматийные произведения. Хорошее впечатление оставил театр «Вариант»: каждый месяц готовить новый спектакль быстро и качественно, при этом деликатно обращаясь с документальным материалом, – это дорогого стоит.

 

Юлия ПЕТРЕНКО, заместитель генерального директора ОАО «ТольяттиАзот»:

– «Литературный оркестр» успешно завершил свой сезон. Мне сложно выделить какие-то более удачные лекции, каждая была по-своему уникальна. В следующем году для поклонников литературы и других видов искусств мы готовим новый проект с рабочим названием «Химия слова». А пока напоминаем, что все лекции и вербатимы можно посмотреть в записи на канале YouTube.

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА

 Музыкальный критик, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Фото предоставлено организаторами проекта «Литературный оркестр»

 

pNa

Оставьте комментарий