Все краски на весенней выставке

В выставочном зале Союза художников – весенняя выставка, на которой предстали произведения восьмидесяти мастеров различных видов искусства. В экспозиции – работы и старейших, и совсем молодых художников.

Когда-то в СССР, в рамках государственной политики в области культуры, осуществлялась активная поддержка подобных проектов. В течение года художники формировали большие областные выставки: весенние, обязательно по итогам лета, осенние и по итогам года. Выставки становились событием не только для художников, но и для чиновников управления культуры, областного руководства, сотрудников музеев. Делались госзакупки.

В новое время, когда художники предоставлены ходу времени, зависят от важных дат или грантов, на подобные выставки приходят лишь почитатели искусства и друзья художников. А зря. Эта выставка разительно отличается от выставок советского периода тем, что нет стилевой однородности, показаны все стилевые поиски, течения и направления.

Вот в центре зала большое полотно кисти Е. Горовых «Сергей Есенин. Весна». Его отличает повествовательная составляющая. Фигура поэта в состоянии возвышенного вдохновения дана на фоне неспешной деревенской жизни, в окружении молодых берез. Все решено в рамках академического реализма. Исторический жанр для Е. Горовых – выражение не только своего мировоззрения, но и своего отношения к иерархии жанров, где высший – историческая картина.

Так же мыслит Е. Чертыковцев. Его «Мадонна 41-го года» – изображение молодой женщины с ребенком в руках – написана автором в ракурсе снизу вверх. Благодаря такому приему вертикальное полотно приобрело неожиданную монументальность, драматизм.

В произведениях В. Свешникова проявлен интерес к этнографии. «Карнавал в Валенсии», «Матадор. Франческо Абеман», «Толедо. Дом Эль Греко» – работы выделяются экзотическими цветосочетаниями.

В рамках экспозиции выставки не видно несоответствия между другими методиками живописи. Справа от входа крупная работа Н. Кулебакина «Летящий» – двухметровое полотно, полное пятен, линий, вихреобразных силуэтов, абстрактных форм, интересно сгармонированных в колорите. В конце зала еще одна его работа – «Волга», которая меня особенно поразила. Написан фрагмент половодья, с куском дороги, огибающим воду, покрытую пенными волнами. Там и сям корявые силуэты деревьев; всё намеком, всё рассчитано на домысливание. Небрежная спонтанная живопись. Кажется, что ее цветовая гамма, похожая на грязную мыльную воду, в принципе не может вызывать чувство эстетического. Но картина завораживает экспрессией форм, единством колорита. «Как это он делает?» – произнесла я вслух. «У него так видят глаза», – ответил собеседник, с которым мы осматривали экспозицию.

Отдельного упоминания заслуживает имя А. Березина. Его «Священная роща» решена в рамках стиля, который автор называет символизмом, так как смысловая составляющая его работ символична. Священная роща представлена деревьями-гигантами, усохшими скелетами, мертвыми на мертвой земле. Я называю это постапокалиптикой.

На выставке интересные полотна его учеников. Картины К. Акимовой – «Голландки» с изображением коров, «Русские белые» с живописанием стайки кур. Написанные свободно, на цветной подложке, фигуры животных показаны укрупненно, значимо. Обращение к анималистическому жанру сегодня такая редкость! Н. Мерзлякова представила «Фазы сна» – картину, полную сложных представлений о сновидениях, желаниях и ловушках сна. М. Никонова экспонирует картину «Солнышко здесь такое, аж в глазах бело». Узкое вертикальное полотно, скупое по колориту, благодаря игре света солнца и теней на поверхности знаковых предметов выстраивает цепочку ассоциаций с фильмом «Белое солнце пустыни».

Выставка богата жанровым разнообразием. Много портретов. «Портрет художника А. Репина», «Портрет художника Н. Кулебакина» кисти В. Романова. Постановочные портреты написаны с той степенью добротности, которая импонирует всем.

Зацепили портреты работы Т. Скачковой. Она известна как мастер цветочного натюрморта. На выставке – погрудный «Портрет Владимира Ананьева», написанный на фоне весеннего пейзажа, в резких тенях. Портрет человека в оранжевой вязаной шапке, смотрящего на нас, сощурив глаза, невольно останавливает, восхищает жизнью, воплощенной на холсте.

Е. Штыров познакомил с «Портретом Веры» – женский портрет в городской среде. Улыбающаяся модель облокотилась двумя руками на фигуру декоративного льва. Понравилось, как написаны руки, ладони, пальцы, локти, блики света на них. Сегодня мало кто может точно написать руки.

Портреты выставили многие художники: А. Нагнибеда – портрет «Она», у П. Горецкой – «Девочка с яблоком», К. Загоскин – «Портрет Пырковой Анны». Старейший художник Н. Бикулов выставил женские портреты «Людмила» и «Молодая ведьма».

Во всех волжских городах доминирует пейзажная живопись. Без Волги, без Жигулей невозможно представить самарскую школу живописи. На весенней выставке много пейзажей. Это картины, этюды, триптихи. Натурные, условные, декоративные. Все это разнообразие показали Л. Андреева, И. Доний, В. Евсеева, И. Кузнецов.

Пейзаж С. Гриднева «Все равно весна наступит» отличается структурностью. Н. Лукашук, признанный мастер этюдных шедевров, на продолжении нескольких лет высветляет свою палитру, находясь в непрестанном поиске.

Работы А. Тумпурова атмосферны, полны света, тепла. Старые уголки Самары предстали в этюдах В. Башкирова. В иной стилистике написаны крымские холсты Е. Тарасовой, нового члена нашей организации. У нее преобладают рисунок и декоративное начало. Небольшой этюд с дикой вишней в цвету О. Абраменковой написан с большим чувством.

В весенней выставке участвуют не только члены Союза художников России. Запомнились зимние пейзажи В. Жирнова. Картина Л. Куликовой «Ожидание навигации» хороша свежестью письма.

В последние десятилетия в современной живописи обозначилась одна тенденция – религиозное искусство и светские картины, отражающие религиозность в обществе. Р. Баранов написал пейзаж «Весна пришла» с изображением священника, спускающегося с холма, где сверкает куполами церковь. Возможно, это время Пасхи.

Полотно «Путь патриарха Алексия Второго» кисти Н. Шеина – своеобразный акафист*. В центре композиции храм Христа Спасителя, по красной дорожке шествует фигурка в белом, вокруг толпы народа. Все свободное пространство на небе заполнено белыми розами. Наивный язык письма облекает молитву в красивую песнь, и она летит в небеса с верою и надеждою.

Е. и С. Балабановы в последние месяцы заняты монументальной росписью крестильного храма и четверика храма Благоверных князя Петра и княгини Февронии. Они представили в экспозиции фотографии проделанной работы. Елена выставила икону «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Все решено в лучших традициях древнерусской иконописи.

В иерархии жанров живописи натюрморт относят к малым жанрам. В наши дни он наиболее востребован. Кажется естественным, что цветы пишут женщины. Красочным ковром в пространстве интерьера предстали «Цветы с фруктами и скатертью» С. Горовых, приятно поразили работа Н. Хохловой «Цветы Гавриловой поляны» и букет полевых цветов С. Щегловой на картине «12 июля – день Снопа Велеса».

Сильный пол тоже интересуется натюрмортами. Неожиданно сочной живописью в технике a la prima выделились «Этюд с розой» и «Натюрморт с фигуркой самурая» М. Рассказова, «Лето» В. Свечникова. В подобной технике решены натюрморты А. Сливковой «Пасхальное утро» и Ю. Кузнецовой «Сирень».

Графику всегда отличали хорошая школа и разнообразие техник, жанров. Работы С. Щеглова, посвященные архитектуре старой Самары, решены в старинной технике офорта. Иллюстрации из серии «Для самых маленьких» О. Рамодина – компьютерная графика. Два листа цикла «Колеса судьбы» А. Бондаренко созданы с применением компьютера и принтера. Это в тренде современной графики. Старый материал линолеум успешно заменил пластик. П. Ураткин познакомил с гравюрами на пластике.

Разительно отличаются старые и новые материалы на водной основе. Из старых – акварель, пастель, которые зародились в эпоху Возрождения. В экспозиции выделяются акварели В. Сухова «В саду», «Окраина».

Работы Г. Петровой «Вобла с Астрахани» и «Подарок рыбаку» с применением пастели, угля, в смешанной технике отличают свобода исполнения и чувство современности.

С середины XX века в мастерских художников появилась акриловая краска. Состав прост: пигмент, вода и акриловая смола как связующий компонент. Этот экологически чистый материал не обладает запахом. К. Цибер представила декоративную работу «Мать тьма», написанную акриловыми красками с добавлением туши. Л. Шерешевский экспонирует четыре листа, тоже в технике акрила, как аллегории органов чувств у человека.

Скульптурных композиций немного, зато все даны в материале. Н. Куклев показал небольшую работу «Лицемерие» в виде согбенного человечка с улыбчивой маской на спине. Также в бронзе представил композицию ню «Сладкий сон» И. Мельников. А. Самаринкина выставила керамический рельеф «Двое», А. Книгиничева – композиции в технике керамики «Кот» и «Коробка». Трогательные сюжеты.

«Сидящий» Л. Шерешевского выполнен в технике обжига шамота. У Ю. Малыгина несколько работ с использованием сложных техник обжига керамики. Его творениям присущ некий скульптурный минимализм. Фигуры композиций «Прогулка», «Ноша» – это люди-«коробяки». А композиция «Субъект» представляет собой куб контейнера, в который заглядывает некий субъект.

Завершая обзор большой выставки, отмечу: она получилась неоднозначной и притягательной. Ходила туда два раза, пойду и в третий.


* Акафист – жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвященное богу, богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому.

Валентина ЧЕРНОВА

Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Фото предоставлены Самарским отделением Союза художников России

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 11 (119), 2017, Июнь

One thought on “Все краски на весенней выставке

  • Июнь 22, 2017 at 12:50 пп
    Permalink

    Действительно в Советские времена культурой занималось государство. А теперь сами художники должны заниматься продвиженияем искусства в массы. Для этого они и объеденяются в союзы. На мой взгляд, союз художников должен стать активным звеном между творцами и зрителями.
    К сожалению, художник Мирослава Казанцева не является членом Союза Художников Калининградской области, поэтому не может расчитывать на их поддержку.
    miroslavaart.com

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *