Тремоло волнует всех, кроме…

 

Традиционный для конца июня фестиваль в Тольятти изначально назывался «Классика над Волгой». Впервые он прошел в 2008 году и с тех пор стал значительной частью культурного календаря Самарского региона.

Миссия фестиваля связана с популяризацией классической музыки, а также с расширением возможностей для молодых музыкантов. Фестиваль в разные годы проводился в течение 5-7 дней и, несомненно, пользовался популярностью у горожан и гостей благодаря великолепному природному антуражу – Жигулевским горам, Волге, легкому дуновению ветра и вековым соснам вокруг, парусным яхтам вдалеке.

Фестиваль превратился в знаковое событие, привлекшее именитых музыкантов, солистов Большого и Мариинского театров, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, симфонических оркестров Казанской и Тольяттинской консерваторий, Московской, Санкт-Петербургской, Екатеринбургской и Нижегородской филармоний. Создан попечительский совет, во главе которого изначально стояла великая Елена Ивановна Образцова, а после ее смерти – художественный руководитель театра «Мюзик-Холл» (Санкт-Петербург), постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра Фабио Мастранджело.

С 2016 года фестиваль был переименован в «Тремоло». Новое название, по мнению организаторов, отражало не только эмоциональный настрой на нечто волнительное, но и расширение жанрового спектра, стилевых направлений и привлечение других видов искусств. Как одну из культурных доминант Тольятти, фестиваль, как правило, раскручивают в течение года: проводятся различные конкурсы, викторины, флешмобы. Уже несколько лет объявляется конкурс детского рисунка на темы фестиваля, и его победители получают счастливую возможность увидеть собственные изображения на почтовых открытках. Местные участники в рамках продвижения бренда фестиваля дают концерты на круизных теплоходах. Оригинальным рекламным ходом 2017 года стало исполнение неаполитанских песен в пиццерии «Додо-пицца»: артисты, переодетые в униформу ресторана, неожиданно начали петь в сопровождении гитары, бегая с подносами. В прошлые годы классическая музыка звучала в аэропорту Курумоч и на железнодорожном вокзале. Тем самым организаторы подчеркивают демократичность своего мероприятия: смотрите и слушайте, классика буквально рядом с нами, она окружает нас на каждом шагу, она поддерживает и дарит прекрасное настроение на каждый день.

Исчезли спонсоры

Кое-какие факторы повлияли на атмосферу праздника в этом году. Исключая погоду, хотя и она накануне открытия 25 июля оставила последствия проливного дождя.

Фестиваль сократился до трех дней. Это связано, прежде всего, с финансовой составляющей. Генерального спонсора так и не нашли, поэтому не все задуманное ранее удалось воплотить. Прежний партнер фестиваля, ОАО «ТольяттиАзот», отказался оказывать поддержку, и это ощутимо сказалось на стоимости билетов.

К сожалению, на этот раз праздник музыки лишился театрализованного действа от мимов театра «Секрет», традиционно сопровождавших концерты на площадках перед зрительным залом, что создавало неповторимую атмосферу праздника.

Одной из главных организационных проблем стало отсутствие поддержки региональной власти, и в частности, министерства культуры Самарской области. Инициатор и директор фестиваля Алексей Возилов не без сожаления оповестил об этом журналистов на пресс-конференции: «Вывезти подобный фестиваль исключительно на плечах зрителей невозможно. Риторика общения предполагаемых и прежних партнеров примерно одинакова: постарайтесь продержаться года 2-3, там что-то изменится».

Благодаря усилиям местного туристического бизнеса о фестивале узнали иногородние зрители, но организовать массовые заезды туристов пока не получается.

По мнению маэстро Мастранджело, «Россия – очень государственная страна, где без мнения чиновника ничего не сдвинется ни на йоту». Если бы губернатор Самарской области посетил хотя бы один из вечеров и заинтересовался событием, дело бы очень быстро сдвинулось с мертвой точки. Фабио считает, что Россия – страна богатейшей культуры и очень важно не потерять традиции, показывать талантливых исполнителей всему миру. В условиях предстоящего ЧМ-2018 фестиваль мог бы украсить его культурную программу. К сожалению, решение о включении, озвученное год назад, так и не было принято. Как сообщила на пресс-конференции представительница регионального министерства культуры Ольга Шандуренко, организаторы ЧМ имеют свою точку зрения на формат культурной программы.

Три вечера – три акцента

Программа состояла из трех вечеров, причем каждый из них был обозначен своим девизом. Концертное исполнение оперетты «Цыганский барон» студентами оперной студии Казанской консерватории состоялось под эгидой «Традиций». Концерт камерного оркестра «Северная симфониетта» и солистов Мариинского театра шел с заголовком «Премьеры» (на мой взгляд, не совсем оправданным, ибо звучали хиты оперной музыки). Наконец, заключительный вечер был самым экспериментальным и многообещающим по названию. Двухчасовая «Музыкальная битва» представила коллективы в неожиданных ракурсах и имела значение настоящего творческого «Открытия».

Студенты оперной студии из Казани по традиции открывали фестиваль. Спектакль был отобран не случайно. Руководитель кабинета музыкальных театров Союза театральных деятелей РФ Ольга Кораблина отметила, что для студии это юбилейный 50-й спектакль, кроме того, «Цыганский барон» на музыку И. Штрауса нечасто исполняется в России. Написанная 130 лет назад музыка для незамысловатой романтической истории предназначена для профессиональных оперных голосов. Поэтому, несмотря на легкость сюжета, присущую жанру, вокальные партии весьма замысловаты и по диапазону превосходят возможности обычных партий музыкальной комедии.

Артистам действительно удавалось звучать, хотя со сценическим движением и ощущением сцены пока были видны небольшие проблемы. Роль Шандора Баринкая вполне удалась солисту, артистичному Айтугану Вальмухметову. В целом же женские голоса звучали ярче и фактурнее. Как лирические, так и комические роли отличались изяществом. Прежде всего это относится к Айсылу Сальмановой и Татьяне Кожиной. Оркестр и хор Казанского музыкального колледжа имени Аухадеева работали под управлением приглашенного дирижера Алима Шахмаметьева (руководителя оркестра Санкт-Петербургской консерватории), что положительно сказалось на качестве исполнения. Таким образом, несмотря на вполне объяснимые шероховатости студенческого спектакля, два фактора – в лице приглашенных дирижера и режиссера-постановщика (Ирина Плотникова, Москва) – сыграли свою роль.

Второй вечер под названием «Страсти по опере» явился смысловой кульминацией фестиваля. Программа – кстати, блестяще представленная музыковедом Ириной Цыгановой, – состояла из популярных оперных и оркестровых номеров. Камерный оркестр «Северная симфониетта» – детище маэстро Мастранджело – создан в 2015 году. Особенность этого коллектива в исполнении аранжированных для камерного состава классических произведений. К сожалению, акустика зала в тот вечер была несовершенна из-за ветра и неважно настроенных микрофонов. Звук словно исходил только из центра сцены, теряясь на полпути. Чувствовалась нехватка густоты и плотности струнных; кажется, это частично компенсировало цифровое пианино. В первом отделении группа певцов Мариинки представила итальянскую музыку, второе было посвящено русской опере. Запомнилось ариозо Канио из оперы «Паяцы» Леонкавалло в исполнении Августа Амонова (тенор). Анна Кикнадзе (меццо-сопрано) пела сольно и в ансамблях с тольяттинской певицей Мариной Коцько, раскрывшись как драматическая певица. Но приз зрительских симпатий завоевал бас Михаил Колелишвили. Его Кончак с профундовым «фа» большой октавы и Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» были неподражаемы.

Решающая «Музыкальная битва» вершилась между виртуозными концертными коллективами – камерным ансамблем народных инструментов «БИС-КВИТ» (так полюбившимся тольяттинцам год назад), струнным ансамблем Erato quintet из Нижнего Новгорода и московской а капелла-группой Rain Drops. Баттл – творческий эксперимент «Тремоло», этакое музыкальное хулиганство в рамках некой академической программы и творческого потенциала молодых исполнителей.

Три молодых и задорных коллектива представили свое видение отдельных музыкальных эпох и стилей. Регламент битвы предполагал «визитные карточки» каждого коллектива и выполнение заданий (например, итальянская музыка XIX века), где ребята соревновались в виртуозности, юморе и мастерстве импровизации. Все коллективы относятся к так называемым «кроссоверным», т. е. объединяют разные музыкальные стили в одном исполнении: «БИС-КВИТ» играет с джазом через тембры народных инструментов, нижегородский квинтет балансирует на грани артхаусного искусства и поп-музыки, вокалисты из Rain Drops настолько виртуозно владеют голосом, что не нуждаются в инструментах. Эксперимент удался – было зрелищно, искрометно, местами даже пикантно. Победила дружба, хотя вокалисты все-таки «перепели» инструменталистов и эмоционально были более убедительными.

***

Очередной фестиваль завершился волнующе, по-настоящему оправдывая свое название. Здесь были и традиции, и небольшие премьеры, и, конечно же, открытия. Правда, если честно, не такие уж открытия, как в прежние годы. Старожилы фестиваля с ноткой ностальгии вспоминают, как необычно и смело звучали солисты Большого театра в проекте «Рок + опера». Как разносили кофейные чашки по залу во время «Кофейной кантаты» Баха. Как дуэт Ольга Кабо/Нина Шацкая вытянул с оркестром Самарской филармонии «Реквием» Ахматовой…

Как говорится, имеем то, что имеем. Но не грустим. А находимся в ожидании нового волнующего лучшего, наслаждаясь встречей с не менее волнующим настоящим. Тремоло. Волга. Жигули. Парусники…

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА

Музыкальный критик, преподаватель Тольяттинского музыкального колледжа имени Р. К. Щедрина.

Фото предоставлены организаторами фестиваля

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 13 (121), 2017, Июль

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *