Отношение к жизни

55 лет заслуженному артисту России, председателю правления Самарского отделения СТД России Владимиру Гальченко.

Он помнит первый выход на сцену, волнение, спазм в горле и провал. Это было в школе, когда в переходном возрасте его накрыла «актерская болезнь» – жуть как хотелось успеха! Вскоре «заболевание» отступило, а увлечение театром стало даже не профессией – жизнью. Без «звездных» странностей.

В Самаре Владимира Гальченко знают даже те, кто от театрального мира далек. Кажется, в нем все самарское – и характер, и отношение к жизни. А между тем он из «понаехавших». Приключенческий роман можно написать о том, как жили в эмиграции его оба деда, белые офицеры, и о том, как возвращались в Советский Союз их дети. Отец – инженер-строитель, мама – педагог, дядя и старшая сестра – архитекторы. Детство в Павлодаре. Учеба в Воронежском институте искусств. Красный диплом актера театра и кино. И поездки в поисках своего театра по городам с показами. Приглашения на работу в легендарную Александринку, в Рижский театр русской драмы, в театры Тулы и Куйбышева. На распределении Володя Гальченко выбрал театр под руководством Петра Львовича Монастырского.

В 1985 году Самара еще значилась на карте СССР как Куйбышев. Театр драмы имени Горького был академическим и по статусу, и по сути: в его стенах существовала атмосфера высокого искусства. В спектаклях Монастырского играли такие мастера, как Николай Михеев, Михаил Лазарев, Сергей Пономарев, Вера Ершова, Елизавета Фролова, Светлана Боголюбова, Антонина Дерябина!.. За сценой «старики» постоянно что-то показывали и подсказывали молодежи – и этой «закулисной режиссурой» подпитывались вчерашние выпускники вузов.

Среди молодежи выделялся юный Володя Гальченко: Эгмонд в «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана, Максим в «Максим в конце тысячелетия» Л. Зорина, Альвар во «Влюбленном дьяволе» Н. Садур, Платон в «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского, Треплев в чеховской «Чайке», Блэз в комедии К. Манье «Сниму квартиру в Париже», Муаррон в булгаковской «Кабале святош», Арман в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына…

Сегодня даже Гальченко не вспомнит, как «прошлась» пресса по его дебюту на куйбышевской сцене в роли Леньки, сына Васи Кузякина, в комедии «Любовь и голуби». Сергей Иванович Пономарев, показывая дома на стеллажи с книгами Шекспира, Островского, Горького, Булгакова, привел начинающего актера в чувство: «Эти книги здесь стояли и стоять будут! Где ты здесь видишь хоть одну газету?» С тех пор к пишущей о театре братии Владимир Гальченко относится с должным спокойствием.

В 1988 году он сыграл по-настоящему «звездную» роль Гарольда в спектакле Александра Попова по пьесе К. Хиггинса и Ж.-К. Каррьера «Гарольд и Мод». Сложившийся тогда уникальный дуэт с народной артисткой СССР Верой Ершовой получил продолжение в спектаклях «Внезапно прошлым летом», «Мадлен и Моисей», «Яблочная леди». Как в свое время Вера Александровна изящно «подала» Володю театральной России от Самары и Москвы до Курска и Воронежа, так и он в последние годы нежно опекал легендарную актрису на сцене и в жизни, проводил ее в последний путь.

С годами сценические персонажи Гальченко стали немного иными: Томский в «Пиковой даме» А. Пушкина, Горн в «Камере обскуре» В. Набокова, Иосиф Второй в «Амадеусе» П. Шеффера, граф Альмавива в «Женитьбе Фигаро» П.-О. Бомарше, Дункан в «Леди Макбет» по У. Шекспиру, Цыганов в «Варварах» М. Горького. Гальченко не играет фактурой, внешними составляющими, он по-настоящему живет на сцене – любит и ненавидит, увлекается и заблуждается, отдается страсти и страдает.

Весной 2017 года я дважды смотрел «Историю лошади», будучи членом жюри профессионального конкурса «Самарская театральная муза». Мнения коллег об этом спектакле были разными, но высочайший психологизм Владимира Гальченко в роли князя Серпуховского отметили все. Столь масштабной трагической роли у актера, пожалуй, еще не было. Словно подстраховывая Владимира Морякина в роли Холстомера, режиссер создал финал, в котором Холстомер и князь Серпуховской существуют в дуэте. Волею судьбы на сцене Дома актера 27 марта я вручал Гальченко диплом и статуэтку «Самарской театральной музы» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», надеясь, что меньше чем через месяц столичные коллеги также оценят его работу.

19 апреля в Москве заслуженный артист России, народный артист Самарской области Владимир Гальченко за роль князя Серпуховского в спектакле «История лошади» получил национальную театральную премию «Золотая Маска» в номинации «Лучшая роль второго плана в оперетте/мюзикле».

В последние годы в Самарском академическом театре драмы у Владимира Гальченко примерно по одной премьере в сезон. Ему не свойственно «тянуть одеяло на себя». В театре «Актерский дом», что при Доме актера, он принципиально не реализует себя ни как актер, ни как режиссер, ни как продюсер. Создается впечатление, что личные творческие амбиции – категория не слишком актуальная для этой личности.

С 2006 года Гальченко возглавляет Самарское областное отделение Союза театральных деятелей России. Во многом благодаря его усилиям появились театральные фестивали «Волга театральная» и «Волжские театральные сезоны», возрождена работа секции современной драматургии, развиваются губернский профессиональный конкурс «Самарская театральная муза» и конкурс зрительских симпатий «Браво!», на большой и малой сценах и днем, и вечером идут репетиции, читки, спектакли, бенефисы, вечера памяти, творческие встречи. На все у Владимира Гальченко хватает желания, сил и времени. Не получается у него пока что лишь одно – «забронзоветь». И, судя по всему, не получится.

Александр ИГНАШОВ

Кандидат филологических наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России.

Фото Владимира СУХОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 14 (122), 2017, Сентябрь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *