Фестиваль анимации «КРОК» и «12 стульев» – без Ильфа, но с Петровым

Впечатления о программе XXV Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК».

Современное анимационное кино – это разнообразие жанров, стилей, техник и затрагиваемых тем. Оно всегда интересно, всегда впечатляет и удивляет, и это та область кинематографа, которая никогда не оставляет равнодушными зрителей самого разного возраста.

Однако познакомиться с новинками анимации широкому зрителю удаётся нечасто. Поэтому, побывав на юбилейном, XXV Международном фестивале анимационных фильмов «КРОК», хочу поделиться хотя бы частью впечатлений о конкурсной программе.

Кстати, впечатления эти оказались отчасти зависимы от мебельного оснащения пассажирского теплохода «Константин Симонов», который в течение последних лет является «базой» для проведения кинофестиваля. Просмотр конкурсной программы проходит, как правило, в большом зале на верхней палубы теплохода. И на прошлых фестивалях все желающие ознакомиться с лучшими фильмами мужественно мирились с тем, что надо было не менее трёх часов в день проводить на довольно жёстких и неудобных стульях.

Однако в этом году – ура! – в зале верхней палубы «Константина Симонова» нас встретили ряды новых стульев – красивых, мягких, обитых серо-синей тканью с золотым тиснением.

Ассоциация с местом, где спрятаны пресловутые сокровища мадам Петуховой, пришла в голову сразу. Но по факту «сокровища» ожидали нас, конечно же, на большом экране. А новые стулья поспособствовали тому, чтобы гости и участники «КРОКа», включая таких мэтров анимационного кино, как почётный президент фестиваля Юрий Норштейн и «оскароносец» Александр Петров, смогли с удовольствием посмотреть все 130 фильмов конкурсной программы.

Знакомьтесь с двенадцатью фильмами конкурса. И пусть это число – спасибо стульям! – будет определяющим.

Есть фильмы, где уровень реалистичности трёхмерной анимации граничит с чудом, ибо происходящее на экране воспринимается, как документальная съемка неведомого мира. Однако, судя по тому, как жюри оценивало работы, на первом месте всегда история, а не способ её подачи. Возможно, поэтому фильм «Гибриды» (Франция, режиссёры Ф.Баух, Й.Тиро, Р.Тирион, М.Пюжоль, К.Теляд) – такой визуально завораживающий, не числился среди награждённых работ.

Самый продолжительный фильм фестиваля – 45 минут! – «Этот великолепный торт!/ This Magnificent Cake!» (Бельгия, Франция, Нидерланды). Режиссеры Марк Джеймс Рулс, Эмма де Свэф. Это переплетение притчевых сюжетов с течением войлочных «вод» и звуками кларнета, приводящим к трагическим последствиям, получило по решению жюри «КРОКа» награду «Лучший в фильм в категории ««Фильмы продолжительностью 10-50 минут»

Привычное заблуждение, что анимационное кино делается исключительно для юных зрителей, порой кажется вполне логичным. Например, когда на экране появляются такие симпатичные герои, как Кокоша из одноименного фильма Татьяны Мошковой (Россия).

Прекрасный пример того, что вдохновить на создание прекрасного произведения искусства хорошего режиссёра может что угодно, включая собственный насморк – это фильм «(OO)» (Южная Корея). Работа получила Диплом Жюри с формулировкой «За глубокое исследование содержимого ноздрей». Хочется пожелать талантливому режиссер Оху Соро новых побед и избавления от хронического синусита!

Режиссёр Наталья Мирзоян умеет талантливо совмещать работу в кино с заботами о маленькой дочке. Правда, когда во время церемонии вручения призов фильм «Пять минут до моря» получил Приз зрительских симпатий, Наташа как раз повела маленькую Марику – пардон! – в туалет, и не смогла выйти на сцену. Но зато во время вручения фильму второй награды – Специального приза жюри «За прочувствованное изложение теории относительности» – на сцену за наградой поднялись уже и мама, и дочка!

«Вечная» тема европейской анимации – детские психотравмы у взрослых – нашла отражение сразу в нескольких фильмах конкурса. Но наиболее удачно в визуальном плане она была подана в фильме «Об-личение/Facing It» (Великобритания, режиссер Сэм Гейнсборо). На настоящие человеческие тела авторы «одели» пластилиновые головы, а потому пластика эмоций и перетекание внутренних состояний было передано весьма неожиданно и ярко. Фильм получил Диплом Жюри «За идеальный союз концепта и техники».

Ещё одна тема из «вечных» и волнующих – несоответствие фактического и эмоционального возраста человека. Внезапное для осознания старение, стремительное утекание лет… Особенно проникновенно об этом рассказывают фильмы, в центре которых – женская судьба. И хорошо ещё, если это история о том, что всё было, но уже ушло. Как в фильме «Поздно в полдень/Late Afternoon» (Ирландия, режиссёр Луиз Баньяль).

Но бывают и более трагичные женские киносудьбы, когда вся жизнь – лишь ожидание, а сама женщина, ожидающая полёта чувств – как толстуха-сова, о трагедии которой знает лишь ночь. Именно такая пронзительная история рассказана в фильме «Раймонд, или Вертикальный побег/Raymonde or the Vertical Escape» (Франция, режиссёр Сара ван ден Бом).

Совершенно неожиданное и, в то же время, удачное визуальное решение найдено в чешском фильме «Мы же люди, в конце концов/We’re Human, After All» (режиссёр Ян Мика). Главный герой этой истории – кролик из леса – представлен, как небрежно сшитая кукла из натурального меха. Тогда как домашние кролики, ничего не знающие о настоящей свободе и не стремящиеся к ней – это обычные живые кролики, живущие у обычных людей.

Всегда впечатляют работы, где за кажущейся простотой и даже небрежностью рисунка скрыта огромная работа. При этом передача нужного впечатления происходит фактически на сто процентов. А что ещё нужно для хорошего фильма?.. Хорошим примером может послужить анимационная история ««Сторож/ Parking Attendant» (Германия, Аргентина, режиссёр Данте Забалла), получившая Диплом Жюри «За красоту и свободу рисунка».

От привычных каждому реалий современной жизни никуда не деться даже в анимационном кино, доказательством чему послужил фильм «Селфи/Selfies» (Швейцария, режиссёр Клаудиус Гентинетта), получивший Диплом Жюри «За лучшее групповое селфи человечества». «Остановленные мгновенья» начинаются с традиционного запечатления собственных ног на пляже и доводятся до абсурда в аналогичном кадре из морга, с биркой на большом пальце ноги.

Большой радостью для многих зрителей фестиваля «КРОК» оказалось вручение Гран-при фильму Светланы Филипповой «Митина любовь». Автору удалось прекрасно перевести на язык анимации рассказ русского писателя Бориса Шергина, отличающийся своеобразием поморского говора. Что, кстати, оценили не только русскоязычные члены жюри, но также и судьи из Японии, Германии и Швейцарии.

Автор: Алёна Самсонова

Фото: Валерия Рябина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *