Краски жизни

В Самарском художественном музее состоялось открытие выставки «Краски жизни». Это выставка даров от Галины Константиновны ДЬЯЧЕНКО из коллекции предпринимателя, политика и мецената Олега Брониславовича ДЬЯЧЕНКО (1956–2017).

На выставке представлены произведения изобразительного искусства, созданные в начале XXI века, отражающие разные направления отечественного искусства, широкое многообразие техник, манер, авторских концепций.

Сегодня мало кто задумывается о том, как комплектуются музейные коллекции. Не секрет, что сразу после революции многими коллекционерами, такими, как Павел Иванович Шихобалов и Альфред Филиппович фон Вакано, дары были сделаны с целью спасения коллекций, во избежание их разграбления. И эти дары оказались впечатляющими, они составляют основу классической экспозиции музея.

В 1958 году возник фонд профессора Михаила Васильевича Сергиевского (1898–1982), благодаря которому были приобретены подлинные шедевры в экспозицию русского и советского искусства.

После 1991 года разнообразные дары поступали от тех, кто покидал страну.

В последние годы родилась новая традиция: произведения в дар музею передают крупные банки – «Солидарность», «Альфа-банк», художественная галерея «Вавилон».

В конце XX – начале XXI века музей получил дары от семей художников Александра Васильева, Валентина Пурыгина, Михаила Митряшкина. Это тысячи произведений.

Постепенно в последние два десятилетия установилась практика, когда после персональной выставки авторы вручали произведение в дар музею.

В текущем году были получены в дар произведения от художников Полины Горецкой, Николая Лукашука, Игоря Петрова, Владимира Романова, от жены художника Дмитрия Кондратьева, от сына художника Нурхатима Бикулова, от представителя антикварного магазина «Раритет» Виктора Кузина.

Целью выставки даров от Г. К. Дьяченко в музее является желание познакомить зрителей с новыми поступлениями в собрание, обогащающими его художественный потенциал. Привлечь внимание к ведущим тенденциям отечественного искусства этого периода, раскрыть своеобразие творчества известных и малоизвестных авторов, а также продемонстрировать щедрость самих дарителей, которые вложили свою лепту в дальнейшее процветание Самарского художественного музея.

***

Из сорока двух произведений зритель найдет на выставке для себя что-то новое, будь то мастерские работы московских и питерских художников – академиков Н. Вдовкина, Н. Блохина, или импрессионизм полотен П. Блуднова и иррационализм работ художника из Пензы В. Варнашова.

На выставке особо выделяются эмали руки Николая Михайловича Вдовкина, заслуженного художника России, члена Союза художников СССР, действительного члена Российской академии художеств.

Работы Николая Вдовкина привлекают характерным узнаваемым языком, динамичным гротескным рисунком с декоративными и фактурными элементами, поражают широкой цветовой палитрой и технической свободой. Произведения эмальера очаровывают не только своей технической и эстетической самобытностью, но и выразительными образами, строящимися на индивидуально-авторском решении вечных тем – любви, борьбы добра и зла. Его работы «Город мертвых», «Не улетай, мама», «Временщик» входят в число даров Самарскому музею.

Работы Николая Блохина, крупнейшего российского художника, обладателя Гран-при конкурса Американской ассоциации художников-портретистов, проходившего в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, и приза Best of Show конкурса Общества художников-портретистов США, «Натюрморт» и «Рисунок» оставляют в памяти впечатление от встречи с большим мастером.

В число даров вошли четыре работы с видами Москвы московского художника Павла Борисовича Блуднова (1945–2012). Он работал художником-реставратором станковой живописи в Художественном комбинате имени Вучетича Министерства культуры СССР. Эта работа стала хорошей школой в понимании русской и мировой живописи. В 1990-е Павла Блуднова, уже сложившегося мастера, пригласили в мастерские Центра искусств в Париже, где он много и плодотворно работал. С этого времени началась его активная зарубежная выставочная деятельность, его приглашали в Турцию, Норвегию, Черногорию, Хорватию, и из каждой поездки он привозил новые впечатления и новые цветовые палитры.

Картины Павла Блуднова находятся в России и за рубежом (в галереях Норвегии, США, Германии, Италии, Франции, Южной Кореи, Японии, Турции, Финляндии и на Кипре).

Помимо маститых мастеров русской живописи, дары представляют творчество живописцев Самары.

Семнадцать полотен кисти Виктора Новокрещенова (1950–2010) – часть дара из коллекции Олега Дьяченко.

Лица жигулевских пейзажей Алексея Ивановича Попова (1955–2013) просты и знакомы всем. Начиная как театральный художник, в 2003 году Алексей Попов сделал окончательный выбор в сторону пленэрной живописи. Он стал членом Союза художников России, участвовал во всероссийских и международных выставках. Практически за десять лет он семимильными шагами пришел к выдающимся достижениям, которые отмечены дипломом Российской академии художеств, дипломом и почетным знаком международного фонда «Культурное достояние».

В 2013 году в галерее «Вавилон» состоялась небольшая посмертная выставка, и именно оттуда семь работ попали в собрание Олега Брониславовича Дьяченко. Теперь они в музее.

На выставке выделяются полотна Александра Васильевича Уханова. В 1998 году пять работ мастера выставлялись в Париже на выставке «Частная коллекция». Работы Уханова находятся в Самарском художественном музее, в частных коллекциях Америки, Германии, Индии. Подаренные полотна красочны и декоративны, как и все живописное наследие художника.

Каждый музей гордится подаренными ему работами, ведь сам акт дарения свидетельствует о любви дарителя к музею, отечественному искусству, желании сделать свой вклад в их дальнейшее развитие и процветание.

Валентина ЧЕРНОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года,
№№ 15-16 (144-145)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *