В поисках детского кино

Целую неделю кинотеатр «Художественный», мультиплексы, клубы и актовые залы учебных заведений Самарской области собирали полные залы: шел очередной фестиваль «Кино – детям» – международный смотр детского документального, игрового кино и анимации.

Уже двадцать три года фестиваль хорошо знаком каждому, для кого детское кино в разных проявлениях – не пустой звук. Из года в год конкурсная программа меняется и расширяется. На этот раз работы распределились между программами «Российские премьеры», «Во славу Отчизны», «Кино и спорт», «Международная программа», «Кино снимаем сами». В основном конкурсе – более сорока фильмов, и еще шестьдесят – внеконкурсных.

Разговоры о том, какие трудности испытывает отечественное детское кино, ведутся давно, а прошлогодний кассовый успех «Последнего богатыря» говорит, кажется, исключительно о том, что у нас соскучились по качественным семейным фильмам. Сейчас российские детские и подростковые фильмы находятся в неком гетто зрительского внимания, но это вполне закономерно. Есть исключения вроде «Хорошего мальчика», недавних «Как я стал» и нашумевшей «Кислоты». Хотя по-прежнему большая часть работ, вероятно, и не заслуживает быть увиденной, так как это малоприятное зрелище: плохо поставленное и сыгранное кино. Иногда кажется, что российские кинематографисты будто руководствуются принципом «какого бы качества фильм мы ни сняли, все равно выпустим в прокат». Однако дети более взыскательные зрители, чем взрослые, особенно когда есть живой рынок и возможность выбирать между отечественной и зарубежной продукцией.

Другой вопрос – это консервативность отечественных кинематографистов в выборе тем. Отчего-то редко кто решается на постановку какого-нибудь еще не заученного всеми наизусть материала. Режиссеры предпочитают плавать в знакомых и безопасных водах, перебирая одни и те же истории. Это все можно связать с утратой традиций, а можно с нехваткой соответствующих людей в профессии – как бы то ни было, сейчас каждый хороший детский фильм идет на вес золота.

Почему так происходит? Есть простой ответ: снимать детское кино коммерчески невыгодно. После выхода закона о запрете на рекламу в детских картинах их показ на телевидении был фактически похоронен, а для того чтобы пробиться в широкий прокат, оно должно быть либо очень дорогим (спецэффекты), либо очень дешевым. И снова проблема: качественное детское кино не может быть дешевым, так как работа с юными актерами требует большого количества дублей и раздувающих бюджет съемочных смен. Получается замкнутый круг.

От викингов к полярникам

Вероятно, лучше всего наладить диалог с юным зрителем удалось картине «БЕГСТВО РОГАТЫХ ВИКИНГОВ» Ильи Белостоцкого – немного осовремененной экранизации повести Владислава Крапивина из цикла о Джонни Воробьеве, к сценарию которой приложил руку сам писатель. Джонни Воробьев (Евгений Олещук) и его друзья во время летних каникул вступают в конфронтацию с группой ребят, возомнивших себя настоящими викингами.

Съемки картины проходили на родине Крапивина – в Тюмени, а на ее создание у Белостоцкого ушло семь лет и чуть больше 8 млн руб. Поэтому, как и многим малобюджетным инди-фильмам, «Бегству рогатых викингов» отчаянно не хватает производственных и студийных мощностей, но не занимать энергии: у создателей фильма есть острое желание снимать кино для детей, и сами дети это чувствуют.

Добро в фильме не выглядит слишком правильным, оно, скорее, несет оттенок неформальности и свободолюбия. Главный герой, любящий читать Женька, вовсе не послушный, а язвительный и себе на уме мальчик. Лидер ребячьей компании Сережка – романтик, поэт и музыкант, витающий в облаках, что не мешает ему быть у ребят авторитетом. А вот формальные критерии хорошести подвергаются мягкому, но отчетливому осмеянию. Два провинциальных стража порядка, расслабляясь у забора с баночками чего-то неопознаваемого, отпускают одобрительные реплики при виде марширующих «викингов» и даже принимают их за «исторический кружок патриотического воспитания». Кто и зачем марширует, им не важно, главное – правильный вид.

На показе в «Художественном» маленькие зрители встретили картину более чем благосклонно, несмотря на все ее очевидные, но легко объяснимые художественные и технические недостатки, будь то запись звука или кондовые спецэффекты с участием боевой козы.

«Снимать детское кино неимоверно трудно, но более нужного дела в жизни я не знаю, – рассказывает Илья Белостоцкий. – Работая над «Бегством рогатых викингов», буквально ощущал себя на войне. На своей маленькой персональной войне за все хорошее против всего плохого. К счастью, я был не один. И мы сделали это. Мы выстояли, победили. На этот раз – победили. Я надеюсь, что плоды этой победы порадуют наших детей: тех, ради кого всё это и было задумано. Однако борьба за детские души еще не скоро будет закончена, поэтому мы готовы снова взять в руки камеру и снова делать хорошее, доброе и светлое детское кино».

***

Другое важное событие для детского кино в России – трилогия «ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ», последнюю часть которой представили на фестивале. Если коротко, это история невероятных приключений трех друзей-школьников – Мишки (Семен Трескунов), Димки (Егор Клинаев) и Ленки (Анфиса Вистингаузен) – в Стране Советов, но история с подвохом. Прелесть «Частного пионерского» в том, что оно не ударяется в слепую ностальгию, а старается трезво посмотреть на советское прошлое: вспомнить и хорошее, и плохое – не только понять, но и прочувствовать, что это было, а также посмотреть на то время чистыми детскими глазами.

Трилогия медленно запрягает, но быстро разгоняется. Если первая часть – просто удачная экранизация одноименного сборника рассказов Михаила Сеславинского, то основанные на оригинальных сценариях вторая и третья серии уже по-настоящему щемящая и бесконечно трогательная история взросления. Выпуск третьего фильма (хорошего, к слову, детектива) омрачила гибель Егора Клинаева. Теперь финал трилогии, в котором герои вступают во взрослую жизнь, выглядит еще тоскливее: увы, не всем из них удастся сделать это по-настоящему.

***

«Военную» тему на фестивале открывала дебютная картина Александра Галибина «ЗОЛОТАЯ РЫБКА», посвященная тяготам первого послевоенного года.

Киргизия, голодный 1946 год. Эвакуированная из Ленинграда женщина с двумя маленькими сыновьями. Их отец лежит в госпитале с тяжелым ранением. Семья борется за жизнь, продавая на рынке самодельные коврики и подбирая на развалинах брошенных домов всё, что может пригодиться в хозяйстве. Однажды братья находят на свалке книжку с чудесными картинками. Это сказка Александра Пушкина «Золотая рыбка». Мать читает им ее перед сном, и в жизни мальчишек появляются мечта и смысл: стать обладателями заветной золотой рыбки и загадать три желания, одно из которых – возвращение здорового отца домой.

Александр Галибин: «Золотая рыбка» мне очень дорога, во-первых, потому что это моя дебютная работа, а во-вторых, я посвятил этот фильм своему отцу-блокаднику. Изначально я так и хотел назвать фильм – «Отец». Сценарий Эльзяты Манджиевой заинтересовал меня больше десяти лет назад. Тогда он привлек меня своей фактурой: тяжелейший послевоенный год, семья с двумя детьми, эвакуированная из Ленинграда в Киргизию. Мы успели показать «Золотую рыбку» на нескольких фестивалях, где картина завоевала десятки призов, но с прокатом у нас ничего не получается. К сожалению, мы с продюсером пока что не смогли найти прокатную площадку.

Я думаю, что наш фильм может заинтересовать самую разную аудиторию. Я ведь не ставил перед собой задачу сделать коммерчески успешное кино, но и не было задачи создать исключительно авторское кино. В «Золотой рыбке» поднимаются темы войны, любви, дружбы, теплых семейных отношений. А это близко каждому человеку».

***

Другая фестивальная лента, также посвященная Великой Отечественной войне, – «ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ» Павла Дроздова (уже, кстати, неудачно побывавшая в широком прокате). События разворачиваются осенью 1941-го. Зрители попадают в тяжелую психологическую обстановку: крупный город в ожидании врага, который никого не щадит. Помощи не ожидается, да и ждать не от кого. А тут накануне решающего наступления немцев начались внутренние конфликты, подрывающие веру в неизбежную победу над врагом. Все перечисленное заявляется в начале фильма, и на этом можно было бы закончить, потому что дальше на экране только сменяются нелепые ситуации с картонными персонажами. Главным (и, возможно, единственным) достоинством картины является актерский состав: Андрей Мерзликин, Юрий Кузнецов, Егор Бероев. Остальное – этакая попытка спекуляции на военной драме.

***

По мнению жюри, фаворитом международной программы оказалась белорусская картина «ТУМ-ПАДИ-ДУМ». Игровое кино от белорусских авторов не так часто попадает на большие экраны, так что каждый фильм – событие. Недавно отреставрированный «Беларусьфильм» выпустил в прокат фильм с заковыристым названием – семейное кино, снятое Вячеславом Никифоровым, ставшим год назад художественным руководителем национальной киностудии.

Деловитый сирота Санек, которого в приюте называют не иначе как Сан Саныч, записывает видео на YouTube, чтобы отыскать себе новую семью. Придирчиво выбирая новоиспеченных родителей, которые не должны иметь никаких вредных привычек, мальчик пытается найти семью не только себе. Вместе с любвеобильным адвокатом он пытается пристроить свою маленькую подругу Алеську в дочери к женщине, у которой в автокатастрофе погибли родные.

Никифоров снял в декорациях летнего Минска цветастую, эксцентричную сказку про умных детей и недалеких взрослых. Хороший задел быстро сходит на нет из-за отсутствия чувства меры у авторов. Если шутим – то до ужасного гримасничанья, переживаем драматический эпизод – то под жалостливую музыку и с постными лицами актеров. Тут даже мораль назидательно зачитывают в конце, чтобы зритель ничего не упустил.

***

Неожиданно и как будто случайно (в общем фестивальном контексте) в конкурсной программе оказался совсем не детский фильм Ольги Стефановой «СТАНЦИЯ «ВОСТОК». НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ» – док 2016 года, посвященный истории освоения Антарктиды, а именно – станции «Восток». На счету режиссера несколько серьезных документальных картин о жизни на шестом континенте, так что увидеть последнюю (пусть и двухлетней давности) работу Стефановой на фестивале в Самаре – удивительно и радостно.

Почти шестьдесят лет назад участники второй советской антарктической экспедиции, пройдя полторы тысячи километров в глубь незнакомого континента, достигли района Южного геомагнитного полюса. На высоте три тысячи пятьсот метров над уровнем моря они основали полярную станцию «Восток». В фильме из антарктической одиссеи Ольга Стефанова фиксирует фрагменты исследования древнейшего озера Восток, находящегося под ледником на глубине 3700 метров.

Жизнь в анимации – есть

Когда заходит разговор о российском кино для детей, точнее, о его едва ли не полном отсутствии, тут же припоминают достаточно громкие успехи наших мультипликаторов. Никто не спорит, российская анимация – предмет гордости, хотя в кинотеатрах мультфильмы по-прежнему малозаметны (можно порадоваться за «Гофманиаду», вышедшую в прокат всего лишь через 17 лет).

Вот и на «Кино – детям» анимационная программа – судя хотя бы по реакции целевой аудитории в зале – самая удачная.

Часть работ («Джон Боттом – неизвестный солдат», «Коля и старушки», «Остановка») уже была отмечена на главных анимационных смотрах России – Суздальском фестивале анимационного кино и фестивале «Крок».

Лучшим жюри признало авторский дебют Анны Юдиной «КОЛЯ И СТАРУШКИ», верный лучшим традициям классической анимации.

Маленький Коля объявляет войну карикатурным старушкам, с которыми ему приходиться «делить» двор. Как и все люди, со временем мальчик вырастает и становится водителем автобуса. Вспоминая детские обиды, Коля намеренно из раза в раз оставляет на автобусной остановке своих старушек, медлящих с посадкой. В сюжете присутствует и девочка, которую тоже не оставляют в покое старушки. Однако девочка тоже выросла и стала участковым терапевтом. И круг замкнулся.

Помимо работ московских «Союзмультфильма», «Анимоса» и «Мастер-фильма», на фестивале был представлен внушительный блок уральской анимации.

Екатеринбургская школа считается одной из главных в российской авторской анимации и из года в год все больше утверждается в этом качестве.

Фильм дебютантки Полины Федоровой «БИРЮК» – единственное российское кино, отобранное в короткометражную программу фестиваля в Анси. Это вполне традиционная, эффектно нарисованная, с богатыми фактурами сказка о непослушной девочке, которую пугали неким «бирюком», который ее заберет и съест. Главное и лучшее в фильме – сон девочки о том, как она попадает в ночной лес и пытается убежать от чего-то неясного, но ужасного. Поверьте, это действительно страшно.

Анастасия Мелихова, как и автор «Бирюка», снявшая свой дебют «ПЕРВЫЙ ГРОМ» на студии «Урал-синема» (также сразу разобранный по международным фестивалям), рассказывает вполне условную историю прихода весны как обретения свободы и радости. Тут главное – красочное движение, заданное сказочной музыкой Анатолия Лядова и захватывающее своим ритмом.

Ну и нельзя не сказать о новой работе Нины Бисяриной. В ее фильме «ОСТАНОВКА» нет никакого экшена, просто раздраженная женщина, пропустившая автобус, постепенно успокаивается, сидя на скамейке рядом с непонятно чему улыбающимся слепым мужчиной. В ее воображении шум дождя, ветра и машин превращается в шум волн на солнечном побережье, и оказывается, что уже можно никуда не ехать. Как писал Альфред Перле в книге о Генри Миллере: «Что толку ехать в Тибет, если Тибет повсюду, если ты сам себе Тибет».

«Кино – детям» замечателен прежде всего тем, что детям здесь отведено и в самом деле важное положение. Юные зрители не только наравне с многоопытным жюри участвуют в отборе победителей фестиваля, но еще и сами выступают в качестве кинематографистов: в программе «Кино снимаем сами» в этом году участвовало более пятидесяти картин из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Челябинска, Новосибирска и Омска. В основном это анимация, подкупающая честным отношением к материалу и в некоторых случаях ничуть не уступающая работам взрослых участников.

***

Нынешний фестиваль «Кино – детям» все-таки внес определенность в споры о жизнеспособности детского кино: пациент скорее жив, чем мертв. Хотя бы пока есть зритель, которому оно действительно интересно.

Итоги фестиваля

Лучший игровой фильм – «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
режиссер – Александр Галибин, киностудия «Дебют»

Лучший фильм международной программы – «ТУМ-ПАДИ-ДУМ»
режиссер – Вячеслав Никифоров, «Беларусьфильм»

Лучший документальный фильм – «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК. ЧАСТЬ I»
режиссеры – Вахтанг Микеладзе, Надежда Шишова, телеканал «Звезда»

Лучший анимационный фильм – «КОЛЯ И СТАРУШКИ»
режиссер – Анна Юдина, студия «Мастер-фильм», Москва

Дипломами отмечены:

За уникальный опыт создания детского актерского ансамбля – Наталья Бондарчук, режиссер фильма «КРАСНАЯ ШАПОЧКА. ОНЛАЙН» («Панорама Кино»)

За увлекательный сюжет и стремление к новым открытиям – «ВЫШЛА ИЗ ДОМА СТАРУШКА» (режиссер – Анастасия Жакулина, «Союзмультфильм»)

Документальные фильмы:

«СТАНЦИЯ «ВОСТОК». НА ПОРОГЕ ЖИЗНИ» 
режиссер – Ольга Стефанова, кинокомпания «Лекс-фильм»

«БАТЯ»
режиссер – Марина Чувайлова, студия «Урал Синема»

Игровые фильмы:

«ПРАВИЛА ГЕЙМЕРА»
режиссер – Игорь Четвериков, «Беларусьфильм»

«БЕГСТВО РОГАТЫХ ВИКИНГОВ»
режиссер – Илья Белостоцкий, НП «КОТ»

«ЧАСТНОЕ ПИОНЕРСКОЕ 3»
режиссер – Александр Карпиловский, кинопрограмма «XXI век»

***

Екатерина АВЕРЬЯНОВА

Фото Александра НАЗАРОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года,
№№ 15-16 (144-145)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *