События: , ,

Фотография как образ жизни

12 ноября 2018

В октябре в галерее «Новое пространство» открылась выставка «Собрание кадров». Это праздник на двоих. Она посвящена десятилетию Фотообъединения при Самарском областном союзе журналистов и столетию самого союза.

На выставке чествовали мастеров фотографии и обменивались добрыми пожеланиями друг другу. Корреспондент издания «Свежая газета. Культура» постарался узнать, что в этом фотообъединении особенного, чем оно отличается от десятка других, почему именно сюда стремятся все главные фотографы области и как можно присоединиться к мастерам фотоискусства.

Думающие фотографы

Если взять за основу фразу Пабло Пикассо о том, что художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует, тогда про фотографа можно сказать так: он фотографирует не то, что видит, а то, о чем он думает. Современные фотографы — мыслители и философы. Они не воплощают фантазии в реальность, а создают из реальности фантазию. Если у художника главные инструменты кисти и краски, то у фотографа — мгновения и свет.

Сегодня почувствовать себя фотографом может каждый. Для этого достаточно лишь достать свой смартфон. При этом многие модели смартфонов позволяют делать качественную картинку — ничуть не хуже, а порой и лучше многих фотоаппаратов. При такой конкуренции вопрос, на что снимать, отпадает. Другой вопрос — что снимать — тоже не слишком актуален: большинство образов и историй повторяются из раза в раз, а искусству фотографии уже более ста лет. Так и остается лишь один вопрос: как снимать. Обычно на нем начинается принципиальный момент отличия обыденно-коммерческого фото от искусства.

Каждый раз, когда в Самару приезжает один из главных современных фотографов России Владимир Вяткин, он повторяет на своих мастер-классах: «Учитесь думать!» Многократный участник и победитель престижного World Press Photo знает, что за несколькими снимками может стоять целая жизнь. Например, сам Вяткин имеет в своей творческой биографии фотосерии, которые снимались десятки лет.

«Выразить свое отношение к жизни, к своему веку, к тому, что происходит в культуре, в литературе, в живописи, через изобразительный минимализм — это самое сложное. Минимализм подразумевает глубокую философичность мышления. Когда я сам до этого дорылся, стал смотреть на мир немного другими глазами. Интересно не то, что легко „читаемо“, а то, где важны маленькие нюансы, где не нужно показывать и говорить в лоб, где используется язык метафор. Хотя есть снимки, которые как раз намного дороже за счет своей легкой „прочитываемости“. Они понятны человеку с любым образованием, любым мировоззрением, любым жизненным опытом. Для меня фотография — это мистификация жизни, и в то же время с этой мистикой и мистификацией нужно бороться изобразительным реализмом. Когда мистика борется с реализмом, это и есть искусство. Для меня это борьба с самим собой».

Именно подобные представления о профессии помогают отличить мастера фотографии от ремесленника. Понять, что хорошая фотография — это не просто удачный момент, а целая философия, заложенная в одно мгновение.

Владимир Вяткин приезжает в Самару уже не первый год, и для этого всегда есть особый повод — фотоконкурс «Самарский взгляд». Это местный «Оскар» для фотографов. При этом за последние годы статус конкурса только растет. Он давно вышел за рамки области и стал международным. Фотообъединение при Самарском отделении Союза журналистов России за свое десятилетнее существование считает этот конкурс главной своей победой.

«Самое главное, что у нас за эти десять лет появился ежегодный конкурс, наше детище, „Самарский взгляд“, — говорит председатель фотообъединения Юрий Стрелец. — Когда все начиналось, он был только самарским. Ну, может быть, иногда из области фотографы присылали свои работы. Сейчас это по-настоящему всероссийский и даже международный конкурс. Он с каждым годом рос. Всегда было замечательное жюри. Когда-то жюри возглавлял Юрий Рост. Потом был Андрей Баскаков, председатель Союза фотохудожников России, к сожалению, ушедший уже из жизни.

Уже пять лет жюри возглавляет Владимир Юрьевич Вяткин, человек с мировым именем (в 2015 году сопредседателем жюри была замечательная фотохудожница Светлана Пожарская). При таком председателе конкурс не может быть плохим. Он стал привлекательным и для московских фотографов. Многие звезды начинали у нас. „Самарский взгляд“ — это реальная история, которая воплотилась. И более того, люди с мировым именем, например Валерий Мельников (специальный фотокорреспондент информационного агентства „Россия сегодня“, призер международной премии World Press Photo 2018 года), не гнушаются указывать в списке достижений наш фотоконкурс. Можно сказать лишь, что „Самарский взгляд“ — это всероссийский фотоконкурс, председатель жюри которого Владимир Вяткин. И этим все будет сказано».

Открытое сообщество

За десять лет своего существования фотообъединение не ограничилось лишь одним «Самарским взглядом».
«Фотообъединение дает общение, совместную работу, помощь в реализации своих творческих усилий, — рассказывает Юрий Стрелец. — Мы делаем выставки, и это не только „Самарский взгляд“. Были мастер-классы с очень интересными людьми со всероссийскими и мировыми именами. Приезжали Сергей Киврин, Андрей Голованов, Виктор Ахломов, Сергей Максимишин. Подобные встречи дают многое. Это не крутиться в одном местечке и вариться в собственном соку. Это позволяет выходить на какой-то иной уровень».

Конечно, сразу же возникает вопрос: как в это фотообъединение попасть? Потому что есть реальная потребность и желание у многих людей заниматься фотоискусством. Сегодня даже в Самаре уже десятки фотоклубов и фотошкол. И некоторые из них очень дорогие. Они позиционируют себя как места, где можно научиться искусству фотографии. Но по факту там можно научиться лишь тому, как нужно держать камеру и выставлять настройки. И хорошо, если так. Потому что в некоторых школах преподаватели начинают преподавать художественное мышление, и отсюда получаются многогиговые альбомы с шаблонными приемами.

«Чтобы к нам попасть, нужно, прежде всего, желание, — рассказывает Юрий Стрелец. — У нас есть определенный кандидатский стаж, но главное, чтобы фотограф представил десять отличных работ. Этого может быть достаточно, чтобы стать членом нашего фотообъединения. Но если сразу не получилось пройти, то есть время походить на наши встречи и мастер-классы как вольный слушатель. Потом еще поработать и еще раз попробовать. Может быть, это не у всех получается, но те, кто хочет, те обычно достигают своей цели».

На вопрос, почему же тогда сегодня так мало участников этого фотообъединения — всего 50 человек, — Стрелец отвечает: «Может быть, потому, что у нас не коммерческое направление, а все-таки творческое. Сегодня, в основном, коммерческие фотографы, которые снимают свадьбы и тому подобное. Это тоже может быть творчеством, конечно. Одно другому не мешает. У нас далеко не все зарабатывают себе на жизнь фотографией. Есть самые разные люди. В хорошем смысле слова „фотолюбители“, но при этом очень профессиональные».

Лучшие из лучших

Но сколько бы ни говорили про фотообъединение, его заслуги можно только увидеть. Именно поэтому в галерее «Новое пространство» при областной универсальной научной библиотеке открылась выставка «Собрание кадров», посвященная первому серьезному юбилею организации.

Светлана Данилова, руководитель галереи «Новое пространство»:

Фотообъединению всего десять лет, и галерее «Новое пространство» тоже. На протяжении всей жизни фотообъединения мы — партнеры, и галерея — постоянная площадка для основных губернских фотовыставок, которые считаются принципиально важными, и не только для Союза журналистов и фотообъединения. На данный момент фотообъединение — единственная организация, которая представляет грамотные выставки. Мы настолько связаны, что когда говорят «Самарский взгляд», то подразумевают нашу галерею. И эта дружба приятна.

Для фотообъединения очень важно, что оно существует при Самарском областном Союзе журналистов, который в этом году отмечает свой вековой юбилей. Поэтому выставка стала поводом двойного праздника.

На ее открытии присутствовала председатель Самарского отделения и секретарь Союза журналистов России Ирина Цветкова. В поздравительном слове она сказала: «Наше фотообъединение — это собрание удивительных и уникальных мастеров. Я очень рада, что ему уже десять лет. Его участники дарят вдохновение нашей жизни, нашему городу, нашей губернии. Они несут позитивное настроение. Делать хорошие фотографии очень сложно. Мы сегодня все пытаемся „щелкать“ и выставляем свои фото в различных соцсетях. Но когда видишь работы, которые представлены на выставке, ты понимаешь, что фотография — это искусство и этому надо учиться».

Ирина Цветкова во время торжественного мероприятия вручила памятные дипломы самым активным участникам фотообъединения — Георгию Майорову, Сергею Курочкину, Дмитрию Недыхалову, Юрию Стрельцу, Валерию Афанасьеву, Николаю Федорину и Наталье Шинкевич. Они выступили и в качестве спикеров мастер-классов, проходивших в галерее. Сергей Курочкин рассказал о том, как можно выиграть в фотоконкурсе. Наталья Шинкевич — о том, как нужно путешествовать фотографу по Монголии. Георгий Майоров и Дмитрий Недыхалов — о том, как не спугнуть ню-модель.

Перечисленные имена хорошо знает вся Самара. Но что таким солидным профессионалам дает членство в клубе фотообъединения? Поговорили об этом с Сергеем Курочкиным, победителем многочисленных всероссийских и международных конкурсов, в том числе «Самарского взгляда» в 2016 году.

Он рассказал, что в фотообъединении состоит уже четыре года: «Оно дало мне общение с лучшими мастерами нашего города. У них есть чему поучиться. Фотообъединение предоставило возможность участвовать в различных выставках. И это очень интересно. Все это не дает тебе свариться в собственном соку. Когда живешь в этой среде, у тебя появляются новые возможности».

На выставку «Собрание кадров» он представил серию «Расслоение времени»: «Это совсем новые работы. Я сделал их в этом году. Здесь сложный монтаж из нескольких простых фотографий. В основном пойманы образы самарских дворов и немного кадров из Сызрани. Когда эти образы смешиваешь, то получается время, которое прошло и которое наступает. Склеивая эти слои, я получаю такой временной интервал».
Интересно, что перед фотографами стояла сложная задача: отобрать для выставки свои работы, которые они считают лучшими. Это оказалось действительно нелегко: «Нельзя сказать, что это мои самые лучшие работы за десять лет или за сколько-то там еще. Это то, что нравится на данный момент и на данном этапе. Лучше пока я еще не сделал. Только стоит сказать, что ты сделал лучшее, то все уже случилось, и тебе надо сразу бросать фотографию».

Сложность в уникальности

На выставке было много интересных работ совершенного разного стиля и настроения.

Алена Войнова представила фотографии с мыльными пузырями и с яркими неоновыми огнями. Она сейчас живет в Берлине, но специально для мероприятия записала видеообращение со словами благодарности в адрес фотообъединения, которое ей очень помогло и поддержало. Яркие фотозарисовки представила Екатерина Афанасьева, загадочную серию о снах — Павел Куприянов. Фотосилуэты Елены Демидовой сложились в Театр теней. Денис Тюленев — черно-белые меланхоличные снимки. Грустные осенние пейзажи на выставке — от Владимира Привалова.

«Спорт и Самара» — в объективе Юрия Стрельца. Атмосферные инди-работы — от Полины Поповой. Нежные и воздушные образы девушек — от Дмитрия Недыхалова. Гуляющие по Самаре шведские футбольные болельщики — от Георгия Майорова. Костюмированные встречи — от Владимира Иванова. Космические образы цветов — от Марины Кейлиной. Стадион «Самара-Арена» от Вениамина Крайнова. Мрачная зима — от Георгия Фролова. Жизнерадостные портреты — от Олега Кирюшкина.

И это далеко не все. На выставке представлено более двухсот работ от тридцати фотографов. Они отражают творческую свободу всех членов фотообъединения и подчеркивают уникальный стиль каждого мастера.

Конечно, в уникальности всегда кроется сложность. И на торжественном открытии выставки не раз прозвучало, что фотообъединение сталкивалось с разногласиями внутри команды, но благодаря общей цели все они сошли на нет.

«Десять лет назад мы собрались и придумали эту историю. И за это время мы действительно много всего „натворили“ — и позитивного, и хорошего. Наверное, можно было сделать и больше, но в итоге все равно сделали немало. И, конечно, без поддержки такой серьезной организации, как Союз журналистов, у нас бы ничего не получилось. Ведь идей навалом, но без хорошей поддержки вряд ли что-то возможно», — сказал Юрий Стрелец.

В этот вечер прозвучало много приятных слов в адрес Союза журналистов, координирующего деятельность фотообъединения, и проведение выставок и творческих встреч во многом ее заслуга.

***

На вопрос о будущем фотообъединения Юрий Стрелец отвечает с улыбкой: «У всех нас есть желание развиваться, продолжать свое дело и масштаб содеянного увеличивать. Хочется, чтобы „Самарский взгляд“ стал еще более масштабным и важным мероприятием. Сейчас мы хотим попробовать сделать еще одну выставку на новой площадке. У нас есть неожиданное предложение начать новое десятилетие в новом выставочном пространстве. Пока не могу раскрыть все тайны. Но могу сказать, что место мы уже присмотрели, и оно всем понравилось».

Ксения Гаранина

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 31 октября 2018 года,
№№ 15-16 (144-145)

pNa

Оставьте комментарий