События: ,

Гнесинский проект

26 ноября 2018

Народный артист России, пианист, композитор, бэндлидер, педагог Анатолий Кролл с музыкальной историей Куйбышева/Самары связан много лет.

Еще в начале 70-х он был председателем жюри Куйбышевского джазового фестиваля, позже музыкант с разными ансамблями и оркестрами неоднократно выступал у нас в городе, а в октябре Анатолий Кролл был приглашен с «Академик-бэндом» для участия в международном фестивале искусств «Самарская осень — 2018».

«Академик-бэнд» в Российской академии музыки имени Гнесиных был создан 15 лет назад доцентом Анатолием Кроллом, который после десятков лет практической работы в жанре эстрадно-джазовой музыки решил посвятить себя одновременно и педагогике. В 1984-м в Академии появилось отделение эстрады и джаза со специальностями инструментального исполнительства и пения, и Кролл уже 15 лет возглавляет там оркестровый класс.

«Академик-бэнд» комплектуется исключительно из студентов Академии, и состав его ежегодно меняется по причине ухода окончивших обучение, но огромный опыт Кролла, который воспитал в своих профессиональных оркестрах многих выдающихся музыкантов отечественного джаза, позволяет числить студенческий биг-бэнд в ряду лучших джазовых оркестров страны, а специалисты вполне заслуженно именуют его «оркестром XXI века».

Возраст музыкантов — от 18 до 22 лет, но, по словам Кролла, оркестр не буксует на одном месте: появляются новые имена, новые таланты, которые приносят и новое качество оркестра. При этом мэтр обязательно обращает внимание на индивидуальные особенности каждого музыканта и не пытается подгонять их под какой-то шаблон, а стремится раскрыть его индивидуальные возможности.

«И надо видеть, какая атмосфера царит на репетициях, — говорит Анатолий Ошерович. — Внимательные глаза ребят, которые действительно хотят учиться музыке. И совершенно потрясающая тишина, в которой не только воспринимается каждое слово, но и даже слышно дыхание. Оркестр за многие годы продвинулся очень далеко, и если начать перечислять наши лауреатские звания, то разговор будет очень долгим. Но я не этим меряю успехи оркестра. Главное — это потрясающая благодарность публики, которая громом аплодисментов встречает наш коллектив. А те радость и задор, с которыми бэнд выступает, на сцене вообще мы видим очень редко».

Новичкам порой приходится перестраивать манеру исполнения, чтобы вписаться в уже выработанный стиль биг-бэнда. За 15 лет существования «Академик-бэнда» его школу прошли многие музыканты: кто-то играет в солидных профессиональных составах страны, кто-то позже прошел курс обучения в самом престижном джазовом колледже Беркли в Бостоне. Кто-то успешно вписался в джазовый мир за пределами страны и продолжает работать, совершенствовать мастерство рядом с мировыми мастерами.

***

Программа оркестра в первом отделении концерта была посвящена исполнению джазовых интерпретаций шедевров академической классики. Времена стравливания у нас в стране прекрасной классики и «мерзкого» джаза, когда контакты джазовых композиторов и исполнителей с сочинениями неприкасаемых академиков считалось кощунством, слава Богу, прошли. С появлением новых стилей современного джаза, отходом его от чисто развлекательных функций и превращением в концертно-филармонический жанр интерес к взаимовлиянию джаза и академической музыки заметно вырос во всем мире. Сегодня и в России многие ведущие джазмены и в сольных программах, и в составах различных ансамблей нередко обращаются к классике.

В самых разных интерпретациях можно услышать Баха, Мусоргского, Шопена. «Академик-бэнд» представил версии популярных композиций Скрябина, Рахманинова, Чайковского, аранжировки которых сделаны ветераном отечественного джаза, талантливым музыкантом, композитором и аранжировщиком Юрием Маркиным, учеником Родиона Щедрина. Исполнены композиции были с чувством большого уважения к авторским замыслам, хотя и с отходом от формы подлинника, с современной интерпретацией гармонии и, конечно же, с напряженным свингом.

Оркестр молодых музыкантов покорил слушателей мощной энергетикой, неуемной страстью исполнения при тончайшей чувственной нюансировке, великолепной ансамблевой слаженностью и виртуозностью. В представленных композициях звучали отличные сольные импровизационные фрагменты, в которых молодые исполнители продемонстрировали достаточно глубокое понимание и владение спецификой джазового музицирования. Причем в роли солистов были музыканты практически всех инструментальных групп оркестра.

Второе отделение самарского концерта тоже было заполнено классикой, но уже джазовой. Звучали стандарты, подлинные шедевры старого джаза, мелодии, связанные с именами Эллингтона, Миллера, Фитцджеральд и других гигантов мирового джаза. Подробно разбираться с музыкальным материалом, давать оценку отдельным исполненным номерам не очень хочется. Обращение к мелодиям прошлых лет, тем более представленные талантливыми исполнителями, всегда вызывает у слушателей фонтан эмоций.

Понятно, что не последнее значение имеет здесь эффект узнавания: у меломанов со стажем с каждой звучавшей композицией могут быть вообще связаны какие-то собственные, достаточно личные воспоминания. Но кроме ностальгических переживаний звучание мелодий старого джаза вводит нас в историю этой замечательной музыки, воссоздает ассоциации с ее великими мастерами.

Перед «Академик-бэндом» и его руководителем стояла довольно сложная задача: бережно сохранить в своей интерпретации старые, но хорошо известные мелодии, воспроизвести атмосферу и музыкальные традиции 30-х годов прошлого века и передать всю прелесть и красоту подлинных шедевров. И музыкантам оркестра это удалось, устроенное ими музыкальное путешествие во времени получилось. А реакция зрителей в зале была очень доброй, живой и непосредственной. Звучавшие мелодии отозвались в их памяти и, наверное, в душах, позволили, независимо от возраста, расслабиться, отдохнуть и насладиться прекрасным.

***

«Академик-бэнд» регулярно и с большим успехом выступает на солидных сценах в Москве, включая Концертный зал Чайковского, Большой зал Московской консерватории, Международный дом музыки.

После ухода из жизни ближайших соратников и коллег — Олега Лундстрема, Юрия Саульского, Георгия Гараняна, Вадима Людвиковского — Анатолий Кролл, пожалуй, вместе с Борисом Фрумкиным — самые знаковые фигуры джаза, продолжающие активно способствовать его развитию и популяризации. Кролла хорошо знают и ценят не только любители музыки, но и все российские и зарубежные коллеги. Автору посчастливилось уже много лет быть в личной дружбе с Анатолием, и я мог бы много и долго рассказывать о выдающемся музыканте и прекрасном человеке, но напомню лишь пару штрихов его творческой биографии.

Анатолий Кролл — уникальная личность. Его творческая карьера серьезно обозначилась в 18-летнем возрасте, когда он стал самым молодым дирижером в СССР и музыкальным руководителем Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Далее были собственные джазовые биг-бэнды в Туле и Москве. Среди коллективов мэтра в первую очередь, наверное, следует отметить «МКС биг-бэнд», неоднократно успешно представлявший отечественный джаз во многих странах. Как композитор Анатолий Кролл известен большим количеством инструментальных сочинений, а также музыкой к десятку кинофильмов, в том числе к таким лентам режиссера Карена Шахназарова, как «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх». Кроме работы с оркестрами Кролл выступает как солирующий пианист и с квартетом, а также является организатором целого ряда солидных, в том числе международных, фестивалей и конкурсов, семинаров и конференций.

Народный артист, заслуженный деятель искусств России — лауреат многих мировых премий и конкурсов. Перечислить все его должности в многочисленных творческих организациях просто невозможно — их около двух десятков. В апреле текущего года Анатолий Кролл отметил свое 75-летие, и активное участие его в отечественной культуре, кажется, не имеет границ. Но прежде всего Анатолий Кролл — талантливый музыкант. Именно в этом в очередной раз имели возможность убедиться и самарские любители джаза.

Игорь ВОЩИНИН
Член Гильдии джазовых критиков России, член Союза журналистов России.

Фото Михаила ПУЗАНКОВА

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 15 ноября 2018 года,
№№ 17 (146)

pNa

Оставьте комментарий