События: , ,

В самом расцвете сил

26 ноября 2018

Как правило, на пороге сорокапятилетия большинство из нас переживает кризис среднего возраста. Жизнь приобретает новые краски. У кого-то она начинается едва ли не заново. Корректно ли сравнивать театральную жизнь с человеческой? Опыт Тольяттинского театра кукол показывает, что да. К юбилейной дате здесь подходят не с грузом прожитых лет, а на новом творческом взлете.

Тольяттинский театр кукол был открыт ровно сорок пять лет назад, 25 октября 1973 года, по инициативе и при участии народного артиста России главного режиссера Куйбышевского театра кукол Романа Борисовича Ренца премьерой спектакля «Ты для меня» Генриха Сапгира в постановке Савелия Уралова. Первыми артистами театра стали выпускники студии Романа Ренца: Полина Вакс, Юрий Твердышев, Любовь Дементьева, Тамара Гипикова, Надежда Никулина. Из Саратова была приглашена заслуженная артистка России Валентина Афанасьева.

Своего здания у театра не было. В одном из домов на улице Новозаводской — пошивочно-поделочный цех и небольшой репетиционный зал. Десять лет кочевой, гастрольно-выездной жизни сплотили коллектив. Спектакли шли в Домах культуры, школах, детских садах — везде, где можно было собрать маленьких зрителей и установить ширму.

Народный артист СССР председатель УНИМА Сергей Владимирович Образцов поддерживал искусство театра кукол в провинции. Его приезд в Тольятти был событием огромного масштаба. Именно по ходатайству Образцова в 1983 году Тольяттинскому театру кукол в честь десятилетия передали здание бывшего Дома культуры в центре Центрального района, на площади Свободы.

Первым творческим взлетом в своей истории театр обязан режиссеру Александру Розенгартену. Поставленные им за девять лет пятнадцать спектаклей получили признание и зрителей, и театральной общественности. Александр Исаакович мечтал создать на базе театра детский культурный комплекс с музыкальной школой, библиотекой, студиями юных художников и технического творчества, клубом любителей театра, театральной студией.

При Розенгартене яркий, творчески динамичный коллектив активно и с неизменным успехом гастролировал по всему Советскому Союзу, со спектаклем по пьесе Рады Московой «Куда ты, жеребенок?» участвовал в фестивале болгарской драматургии. Для спектакля «Пушок-волшебник» была усовершенствована механика штоковой марионетки. Разработка средств яркой сценической технической и романтической выразительности была продолжена в «Сказке про бедняка Мурада, который уничтожил зло» и в «Балладе о Мальчише-Кибальчише». Впервые в «Былине о солдате» на сцену театра кукол вышел Василий Теркин.

Лучшие постановки Розенгартена требовали от артистов и владения техникой кукловождения, и искусства перевоплощения, присущего актерам драматического театра. До сих пор сохранившийся в репертуаре спектакль Александра Розенгартена «Лиса, Заяц и Петух» в 1988 году был среди лучших на Всероссийском фестивале, посвященном 70-летию детских театров. Значительным событием стало участие актера Александра Свиридова со своим Петрушкой в международном фестивале в Неаполе.

В 1991 году Тольяттинский театр кукол стал муниципальным учреждением искусства. Если в творческом отношении театр и пробуксовывал, то ненадолго. Тольяттинским кукольникам везло на режиссеров, в том числе и на главных: Владимир Куприн с классической эстетикой театра кукол, неутомимый экспериментатор Ольга Вялых, автор фундаментальных и очень красивых спектаклей Ирина Прянишникова…

Артиста, композитора и исполнителя собственных песен Юрия Панюшкина с первых дней в театре называли «дядей Юрой». Называют так до сих пор. Молодые артисты учились у него не просто импровизировать на сцене, но быть свободным человеком. Об этой свободе он никогда не говорил вслух. Он был свободным…
Двадцать лет назад в театр пришла Янина Дрейлих, ставшая впоследствии не только главным режиссером, но настоящим творческим лидером, создающим авторские, интуитивно-образные спектакли в содружестве с художником-постановщиком Яной Плотниковой и композитором Эдуардом Тишиным.

Юным тольяттинцам полюбились «Снежная Королева» Г.-Х. Андерсена и «Кошкин дом» С. Маршака, «Серебряное копытце» П. Бажова и «Путешествие «Голубой стрелы» Дж. Родари, «Машенька и Медведь» В. Швембергера и «Репка» Я. Дрейлих, «Про Курочку Рябу, яйцо золотое и счастье простое» Р. Мусаева и «Русалочка» Г.-Х. Андерсена. Янина Дрейлих подготовила более тридцати постановок малой формы: интермедий, театрализованных представлений, театральных капустников, бенефисов.

В 2017 году Тольяттинский театр первым в России среди театров кукол рискнул обратиться к востребованной драматическими театрами пьесе О. Богаева «Марьино поле». В творческом союзе кукол и актеров сложный материал усилиями режиссеров Янины Дрейлих и Владимира Хрущева стал основой для первого спектакля, рассчитанного на взрослого зрителя.

Сейчас в репертуаре театра более тридцати названий. Очень редко спектакли-долгожители списываются навсегда, чаще сходят с афиши на какое-то время, чтобы вернуться в обновленном актерском составе. В каждом сезоне по четыре премьеры, на подготовку которых уходит от нескольких месяцев до двух-трех лет. Янина Дрейлих и сама инсценирует русскую и зарубежную классику и активно работает с современными драматургами, пишущими для Тольяттинского театра кукол, в истории которого немало мировых премьер.
Со дня основания в театре работает заслуженная артистка России Надежда Никулина, с 1977 года — Александр Свиридов, с 1980 года — Вера Кривцова, с 1981 года — Нина Свиридова. В последние годы труппа пополняется в основном выпускниками актерского факультета Волжского университета имени Татищева.

Янина Дрейлих
главный режиссер Тольяттинского театра кукол:

«В нашем театре свои традиции, особый стиль, манера игры. Мы стараемся работать без пафоса, скромно, интеллигентно. Ставящие у нас спектакли самые разные режиссеры объединены своего рода „заговором“ — не играть в детство, а жить им, дарить детям радость и добро. Я люблю этот театр с детства. Здесь вся моя жизнь. И какими бы новыми и универсальными ни были современные технологии, искренность, теплота и в высоком смысле этого слова наивность не уступят им. У нас ведь и Дед Мороз — настоящий! Когда-то и я была Снегурочкой у Александра Сергеевича Свиридова».

В 2015 году при театре была открыта детская театральная студия. Проводятся творческие лаборатории с участием ведущих театральных специалистов, критиков и режиссеров-кукольников. Зрители с удовольствием принимают участие в ставших традиционными акциях «Театральная семья», «Театральный репост», «Планшет за билет», мастер-классах «Изготовление кукол-оберегов», «Знакомство с видами театральных кукол», «Искусство нанесения театрального грима», «Театральные профессии», на экскурсии «Волшебный мир театра кукол» знакомятся не только с историей театра, но и с секретами закулисья.

Надежда Булюкина
директор Тольяттинского театра кукол:

«Только в последние пять лет наш театр участвовал в международных фестивалях театров кукол в Тамбове, Екатеринбурге, Набережных Челнах, Уфе, Сургуте, Вятке, Актобе, в фестивале «Волга театральная». Наши спектакли «Ваня Датский», «Крошка Енот», «Каштанка», «Марьино поле», «Про курочку Рябу, яйцо золотое и счастье простое», «Путешествие „Голубой стрелы“, наши артисты и режиссер неоднократно становились лауреатами областного профессионального конкурса „Самарская театральная Муза“. Мы гастролировали в Москве, Самаре, Ульяновске, Казани, Димитровграде, Йошкар-Оле…»

Свое 45-летие театр отметит премьерой «Повести временных лет» в постановке лауреата национальной премии «Золотая Маска» Александра Янушкевича (художник-постановщик — лауреат «Золотой Маски» Антон Болкунов, композитор — Эдуард Тишин). В Тольяттинском театре кукол умеют не только генерировать самые разнообразные идеи, но и воплощать их в жизнь. В чем мы в очередной раз убедимся на премьере, тридцатого ноября.

Александр ИГНАШОВ
Кандидат филологических наук, член Союза писателей России, член Союза журналистов России, «Золотое перо губернии»

Фотографии предоставлены Тольяттинским театром кукол

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 15 ноября 2018 года,
№№ 17 (146)

  • 1
    Share

Оставьте комментарий