События: ,

Лицо музыкальной Самары

3 декабря 2018

Пять дней и зашкаливающая по своей насыщенности программа: торжественная церемония открытия, жеребьевка, конкурсные прослушивания, мастер-классы и заключительный концерт победителей — в зале Самарской филармонии.

В областной столице прошел XXVI МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ ИМЕНИ ДМИТРИЯ КАБАЛЕВСКОГО. Он проходит раз в два года. Его предваряет серьезная подготовительная работа. Причем не только со стороны организаторов, но и самих участников. Последним нужно разучить сложную программу, на это уходит не один месяц. Всё для того, чтобы не ударить в грязь лицом на престижном творческом состязании, традиции которого были заложены более полусотни лет назад выдающимся композитором, педагогом, просветителем.

Как всё начиналось

Идея провести музыкальный конкурс для детей в Куйбышеве появилась у активистов ГМК-62. Творческих состязаний для юных талантов тогда было немного. Весной 1958 года на весь мир о себе заявил международный конкурс Чайковского. Как раз его примером и вдохновились представители молодежного объединения. Они-то и вышли на Дмитрия Борисовича Кабалевского: композитор уделял большое внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения, делал все, чтобы увлечь детей музыкой. Так в 1962 году начал свою историю «Конкурс молодых пианистов Поволжья».

Название говорит само за себя: на первых порах творческое соревнование было исключительно фортепианным. Отбор проходил в три тура. Как и сейчас, до заключительного добирались лучшие из лучших. Финалистам давали уникальную возможность выступить на одной сцене с симфоническим оркестром.

Мастерство участников оценивали музыканты с именем. Среди них как пианисты, так и музыковеды, композиторы. Главным среди мэтров был Кабалевский: он председательствовал в жюри первые десять конкурсов. Отсюда — высокие требования к юным дарованиям: художественная целостность исполнения произведения, широкая палитра технической оснащенности музыканта, артистизм, индивидуальность. Во многом это и определило успех конкурса, стать его лауреатом считалось престижным. И все же юные дарования преодолевали сотни километров не наград ради. Они ехали за новыми знаниями: ведь члены жюри не только определяли победителей, но и проводили для ребят практические занятия, читали лекции, организовывали творческие встречи.

Приумножая традиции

Традиции, заложенные Кабалевским, конкурс продолжает хранить и развивать и по прошествии 56 лет. Правда, теперь у него уже другое название: ему присвоено имя выдающегося композитора. Расширился и список номинаций. К «Фортепиано» добавились еще четыре: «Скрипка», ««Академическое сольное пение», «Композиция» и «Музыковедение». Жесткой конкуренция остается в пианистической группе, ведь она самая многочисленная. В этот раз свое мастерство в номинации демонстрировали сразу 40 человек.

С 2012-го отбор проводится в статусе международного. В этом году поступило свыше 140 заявок — от музыкантов из России, Молдовы, Германии, Китая и Англии. Впервые художественным руководителем конкурса стал Михаил Щербаков. Ни один смотр юных музыкантов не проходит без его участия: он управляет симфоническим оркестром во время репетиций и концертов, входит в состав жюри (направление — «Скрипка»): «Конкурс Кабалевского — важное событие для молодых исполнителей. Он открывает для них дорогу в большой мир музыки. Выступление в зале филармонии, на одной сцене с симфоническим оркестром — показательный опыт. Юному музыканту важно знать, кто он, чего достиг. И только играя с оркестром, он может это понять. Поэтому на мне двойная ответственность. Но я счастлив, что возглавил замечательную команду, без которой не было бы этого праздника музыки».

Председатель жюри — Альберт Тараканов, заведующий кафедрой специального фортепиано, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, солист Саратовской областной филармонии, народный артист России. С конкурсом Кабалевского он познакомился еще в молодости, правда, не в качестве участника: «Дмитрий Борисович пригласил меня войти в состав „судей“, когда я только окончил Московскую консерваторию. С тех пор многое изменилось: смотр стал масштабнее, расширилась география, прибавилось номинаций, но главное осталось незыблемым — это традиции, которые были заложены выдающимся композитором. Конкурс — испытание не только для участников, но и для членов жюри. И дело даже не в напряженном графике прослушиваний. Я получаю огромное удовольствие от выступлений юных музыкантов, но отбор лучших — это тяжелая работа».

За свою жизнь Дмитрий Кабалевский написал более четырехсот произведений, многие из них — для детей. Некоторые были созданы специально для конкурса в Куйбышеве. Сочинения композитора обязательно исполняются на концертах, заявленных в программе. В этом году впервые на открытии звучали виолончельный концерт Кабалевского, хоровые произведения на стихи советских поэтов.

Сегодня конкурс — визитная карточка региона. За свою историю он воспитал не одно поколение артистов и композиторов. Теперь мастерство участников оценивают те, кто когда-то сам волновался и с трепетом ожидал вердикта профессионалов. Среди первых лауреатов — Наталья Файн (Шаталова), доцент кафедры вокального искусства Самарского института культуры: «Я была свидетелем зарождения этого конкурса. Какое это было значимое событие в культурной жизни нашего города! К нам приезжали именитые профессора ведущих консерваторий страны и, конечно, сам Дмитрий Борисович — талантливейший композитор, Просветитель с большой буквы. Спустя столько лет смотр не потерял своего значения, наоборот, остается в числе самых авторитетных. А ведь различных отборов и фестивалей для молодых музыкантов стало гораздо больше. Здесь нет победителей и проигравших. Даже если участник потерпел неудачу — он получил бесценный опыт, узнал о своих недостатках, понял, в какую сторону двигаться. Такие площадки просто необходимы музыканту для развития».

Мария АКИМОВА

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 29 ноября 2018 года,
№№ 18 (147)

pNa

Оставьте комментарий