События: ,

Исаак Левитан и современники

25 декабря 2018

В Самарском художественном музее состоялось открытие выставки «Исаак Левитан и современники».

На выставке представлены двадцать два произведения живописи и графики Исаака Левитана и двадцать работ его современников: учителей — Василия Поленова, Алексея Саврасова и друзей — Константина Коровина, Валентина Серова, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря.

Отправляясь на открытие выставки, думала о том, что значит для нас, родившихся в СССР, имя Левитана. Русская пейзажная живопись впечатывалась в наше сознание с первых шагов в школе. Вот в первом классе появляется учебник «Родная речь» — книга для чтения в первом классе начальной школы. На обложке картина И. Шишкина «Рожь». И во втором классе снова в портфеле появляется учебник «Родная речь» — для чтения, а на обложке работа великого пейзажиста И. Левитана «Золотая осень» с изображением осенней березовой рощи, такой неповторимой и изменчивой в своем янтарном наряде.

В пятом классе школьники учатся писать сочинение. Мы писали его по картине И. Левитана «Золотая осень». Писалось легко и радостно. Про то, что в картине изображены «в багрец и в золото одетые леса», про то, что вода в речке прозрачная и чистая, и что в ней легко отражаются синие небеса. Припоминается воскресный день; на кухне жарятся беляши, и я с выражением, громко, читаю свое первое сочинение.

Мы писали сочинения и в следующих классах по картинам кисти Левитана: «Владимирка», «Март», «Над вечным покоем». Повествовали о том, как в картине «Владимирка» над печально известной дорогой слышится звон кандалов, надетых на каторжников, идущих долгим путем в Сибирь. Как слышны звуки весенней капели в картине «Март», и на одной из берез виден скворечник, ожидающий птиц. После окончания школы мы отлично знали имена и произведения многих русских художников. В особенности Левитана.

Его полотна навсегда стали в нашем сознании эталоном совершенного и величайшего в отечественном искусстве. Это имя является частью того, что мы называем совокупностью отечественных ценностей. Картины русской природы в живописи Исаака Левитана были в СССР неотделимы от общественного сознания, будь это отдельная семья, социальные институты общества или учреждения культуры. Сложнее судить об этом в новое время.

***

Выставка из собрания Русского музея организована в рамках партнерского проекта. К сожалению или к счастью, в ближайшие месяцы известная часть творчества художника представлена в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, и поэтому самарскому зрителю представилась счастливая возможность увидеть произведения И. Левитана и его современников из запасников Русского музея.

Начинается экспозиция необычно, с картин Алексея Саврасова, который в самом простом, незамысловатом мотиве мог увидеть и передать поэзию русского пейзажа. Два полотна с изображением ранней весны и один зимний пейзаж. Запечатлены самые прозаичные и неброские мотивы, безо всякого умиления и приукрашивания, но с такой щемящей грустью и с такой любовью к России, что осознаешь значимость этого автора архетипического и культового пейзажа «Грачи прилетели».

Первый учитель Левитана во время обучения его в Московском училище живописи, ваяния и зодчества разглядел большой талант. Со своими любимыми учениками, с Константином Коровиным и Исааком Левитаном, срывая уроки в аудитории, он отправлялся на Москву-реку, встречать рассвет или весну и наблюдать природу. Он первым приучил их к работе на натуре. «Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько березок, дубов или сосен ни сажай в своем пейзаже, что ни придумывай, — если воздуха не напишешь — толку не выйдет», — не раз повторял своим ученикам Алексей Кондратьевич Саврасов.
О своем учителе впоследствии Левитан написал: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

***

Когда в 1882 году талантливого, но пьющего и не стеснявшегося открыто выражать мнение по поводу начальства Алексея Саврасова выжили из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, на его место в пейзажный класс пришел Василий Поленов. Левитан собрался уйти вслед за учителем, но неожиданно остался. Раньше ему казалось, что никто не сможет, кроме Саврасова, дать знаний в профессии, но выяснилось, что новый учитель — полиглот, путешественник, выпускник Академии художеств — может предложить многое. Саврасов не было колористом, а Поленов был. Поленов знал о химии красок, их взаимодействии друг с другом, мог научить технологии живописи, чтобы добиться прочности и долговечности красочного слоя. Он старался получить от учеников чистые праздничные цвета, своему любимому ученику рассказывал о барбизонцах и импрессионистах.

Следующий блок экспозиции в Самарском художественном музее посвящен живописи Василия Поленова. Пять картин представляют географию различных мест: среднерусскую природу в районе Тарусы на реке Оке, долину реки в Болгарии и «Генисаретское озеро».

Именно после знакомства с Поленовым живопись Левитана утрачивает мрачные серые оттенки, он стал смелее и ярче в своем творчестве, нашел свои образы, темы и путь в искусстве. Соседство этих работ на выставке не случайно, художник Василий Поленов способствовал развитию у Левитана интереса к передаче в пейзаже света и воздуха. Благодаря встрече с замечательными учителями Левитан стал мастером пейзажа-настроения.

Необходимо отметить то, что на выставке представлено творчество самых близких, дорогих Левитану людей. На Левитана, склонного к депрессии, общество Василия Поленова действовало умиротворяюще, и в самые трудные минуты он в письмах к учителю обращался с просьбой разрешить приехать и погостить в его имении. Поленов часто писал портреты И. Левитана. И Левитан продолжил в своем творчестве линию лирического пейзажа, которая представлена в русской живописи именами А. Саврасова и В. Поленова.

***

В центральном блоке экспозиции представлены работы Исаака Левитана. В экспозиции представлены работы, созданные в период с конца 1870-х по 1890-е годы. К самым ранним из них относятся этюды, выполненные в конце 1870-х и первой половине 1880-х годов: «Черемуха», «Лето. На пчельнике», «Снопы и деревня за рекой», «Весенний лес» и ряд других. На выставке также представлены произведения, написанные Левитаном в Крыму («Берег моря») и во время поездки в Италию («Озеро Комо»).

Левитан известен, прежде всего, как автор полотен «Золотая осень», «Март», «Владимирка», «Вечерний звон», «Над вечным покоем», «Озеро». В то же время творческое наследие художника не исчерпывается программными картинами, большая часть — это этюды, подготовительные работы, открывающие творческую кухню.

Почитатели искусства увидели знаменитые этюды 1890-х годов: «Поздняя осень» (1894), «Весна. Последний снег» и другие. Запоминается этюд «Облачное небо. Сумерки» 1893 года. Он был написан в период работы над одним из самых глубоких полотен — «Над вечным покоем». На выставке представлен также этюд «Сумерки. Луна» (1899), на его основе написана одноименная картина. Почему-то мотив сумерек с полной луной на сером небе помнится мне с давнишних времен.

Зачастую о каком-нибудь типично русском уголке природы говорят: левитановский мотив. Это верно подмечено. Не случайно в Еврейском музее и центре толерантности в Москве выставка называется «Исаак Левитан и авторский кинематограф». Выставка рассказывает о том, как живопись Левитана проявилась в творчестве Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского, Александра Сокурова, Андрея Кончаловского, Романа Балаяна, Сергея Соловьева, Андрея Звягинцева, Александра Довженко и других режиссеров.

***

Творческие открытия мастеров пейзажа второй половины XIX века, насыщение пейзажа социальной проблематикой, развитие пленэра, изображение естественной природной среды, чувство непосредственного соприкосновения человека с природой, артистизм исполнения — все это явилось ценными завоеваниями реалистической школы русского пейзажа.

И потому так отрадно видеть в следующей части экспозиции произведения друзей и единомышленников Левитана: Константина Коровина, Валентина Серова, Михаила Нестерова, Игоря Грабаря. Для этих художников образ природы был вместилищем различных смыслов, которые определялись эпохой. Своеобразная манера каждого мастера обусловлена личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; а время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.

Достижения в развитии пейзажного жанра в творчестве этих мастеров сказались в высоком расцвете русской живописи второй половины XIX века, а образы природы кисти русских художников обогатили не только русскую и мировую культуру.

Так русская пейзажная живопись вышла из разряда второстепенных жанров, заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись.

Валентина ЧЕРНОВА
Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России.

Фото предоставлены автором

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 13 декабря 2018 года,
№№ 19-20 (148-149)

pNa

Оставьте комментарий