События: , ,

Чем живут и дышат тольяттинские композиторы. За пределами Автограда

10 января 2019

Так получилось, что в конце осени в мировой музыкальной жизни произошли два события, так или иначе связанных с именами молодых музыкантов из Тольятти.

26-летний Яков Александров стал лауреатом Всероссийского конкурса композиторов оркестра La primavera, а Полина Назайкинская, живущая в США, представила в Нью-Йорке премьеру своего балета «Ностальгия». Мы решили связаться с авторами и узнать подробности этих событий.

Лестница Якова

Яков Александров окончил Тольяттинский музыкальный колледж имени Р. К. Щедрина по специальности «Теория музыки». Сейчас он студент 3 курса Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова, учится на отделении композиции в классе профессора Ефрема Подгайца. В конце октября в Казани состоялась премьера двухчастной композиции Якова c поэтичным и философским названием Lux aeterna («Вечный свет»).

Прозвучавшее в зале Казанской государственной филармонии произведение вызвало ассоциации с Моцартом и Мессианом одновременно. Изначально сочинение писалось для струнного квартета, позже Яков сделал редакцию для камерного оркестра и, как показало исполнение, именно оркестровое звучание явилось наиболее удачным.

Еще в колледже молодой композитор увлекся творчеством современного эстонского композитора Арво Пярта, а его дипломная работа была посвящена технике тинтинабули. Музыковеды характеризуют эту технику как соединение двух музыкальных голосов: первого, основанного на диатонике, и второго, своего рода «колокольчика», опирающегося на тоническое трезвучие. Вся фактура выстраивается на линеарном взаимодействии голосов, просчитанном математически, и за кажущейся простотой просматривается точный расчет.

Тинтинабули близка минимализму, но, в отличие от американских авторов, таких как Терри Райли, Филипп Гласс, технике Пярта присущи иные выразительные нюансы — большая медитативность, созерцательность. Это своеобразная эстетика, наполненная образами «печальной красоты». Интересно, что поиски Пярта 1970-х неожиданным образом откликнулись в творчестве молодого автора родом из Тольятти.
Александров использовал тинтинабули в своем произведении, и особенно ярко это прослеживается во второй, медленной части. По словам автора, в музыке XXI века уже трудно удивить кого-либо новаторством — все уже придумано в более ранние эпохи. Но благодаря тинтинабули оживают базовые музыкальные элементы — трезвучия и гаммы, создавая новые паттерны и узоры музыкальной ткани. Она становится более живой, вибрирующей, а мир запредельного вечного света ощущается вполне реальным и приближенным к каждому слушателю.
Участие в конкурсах Яков воспринимает как важный этап композиторской карьеры. По условиям конкурса на первом туре за произведение продолжительностью не более 15 минут голосуют оркестровые музыканты, которым предстоит его исполнить, и только на втором туре прослушивание ведет дирижер оркестра Рустем Абязов. Камерный оркестр La primavera известен разнообразным репертуаром и творческими экспериментами. Работа с молодыми композиторами как раз из их числа. «Я думал, вы старше», — произнес дирижер при встрече. По мнению автора, уже на первой репетиции оркестр играл как задумывалось, соблюдая темпы и вникая в нюансы.
Недавно Александров также привез приз из Санкт-Петербурга, где стал лауреатом Всероссийского конкурса «Хоровая лаборатория XXI века» за сочинение для хора в неофольклорном стиле на народный текст. Теперь стал лауреатом III премии Всероссийского конкурса композиторов оркестра La primavera в Казани.
«Сейчас существует много разных конкурсных площадок для авторов, но преимущество за теми, где предлагают не только призы, но и исполнение», — поясняет Яков. Кстати, сейчас он работает над двумя пьесами для большого симфонического оркестра.
Свое будущее Яков видит не только в сфере академической музыки. Ему нравится прикладная музыка, в которой много возможностей и перспектив: «Мы живем в такое время, когда не пользоваться новыми технологиями значит просто отставать».
Сотрудничество со студией саунддизайна «Дарума аудио» началось несколько лет назад, когда Якову предложили участие в проекте светового шоу на фасаде собора Василия Блаженного. Сейчас он пишет треки для анимированных роликов, тизеров, рекламы, компьютерных игр, используя как живой, так и синтезированный звук.
«Хочется красивой музыки, — комментирует Александров. — Сложно представить, что все люди будут в абсолютном восторге от авангарда. Нужно искать новую гармонию».

Резиденция для Полины

Мы уже писали об успехах Полины Назайкинской, выпускницы музыкально-академической гимназии Тольятти и бывшей студентке Тольяттинского музыкального училища, продолжившей обучение в колледже при Московской консерватории и затем в Йельском университете (США). Весной 2017 года симфонический оркестр штата Миннесота исполнил ее Первую симфонию.

Наш недавний разговор с Полиной состоялся накануне ее отчета о творческой работе, проделанной в течение трех недель в арт-резиденции Ист Хэддэм (штат Коннектикут). Арт-резиденция представляет собой красивый природный уголок, заповедник, куда приглашают представителей творческих профессий со всего мира специально для создания проектов.
Время, проведенное в Ист Хэддэме, по словам Полины, было очень плодотворным — написаны три новых произведения. Это две пьесы для рояля и одно хоровое сочинение. Одна пьеса уже отправлена в Париж французской пианистке Анастасии Теренковой, вторая, представляющая собой «замес экспрессионизма и минимализма» под названием Sparcles («Вспышки»), будет исполнена лауреатом международных конкурсов Константином Суховецким в декабре в одном из камерных залов Линкольн-центра в Нью-Йорке. Специально для московского детского хора «Аврора» Полина создала композицию на основе сюжета «Волчок» из «Сказки сказок» — премьера пройдет в феврале 2019 года в Рахманиновском зале Московской консерватории с участием известнейшего российского актера. Его имя пока держится в секрете.
Полина рассказывает о своем балете с большим воодушевлением, и ее легко понять: премьера вызвала большой интерес избалованной мировыми театральными шедеврами нью-йоркской публики, а это дорогого стоит. Премьера состоялась в конце мая 2018 года, балет шел в течение пяти дней на сцене театра «Джойс», а 30 ноября по просьбе зрителей прошло еще одно выступление! Замечу, что для Америки это культовая сцена — лаборатория современной хореографии.
Осуществил постановку балетмейстер и танцовщик Паскаль Рию — «уровня Михаила Барышникова», как о нем говорят эксперты. Паскаль был принципалом (солистом) труппы основательницы стиля современного американского танца Марты Грэм, а 25 лет назад вместе с женой Джойс Кэрин создал свою балетную компанию. Пригласить Полину Назайкинскую для создания музыки новой постановки Паскалю Рию порекомендовал один из преподавателей Йельского университета, который она окончила несколько лет назад по классу композиции.
Балет получил название «Ностальгия» и был навеян фильмом Тарковского, но в процессе работы идея приобрела более объемные и глубокие очертания. Это современная притча-размышление об утраченных жизненных ценностях, о потерянном лучшем мире. В балете три части, олицетворяющие Прошлое, Будущее и Настоящее, и три героя-протагониста: девочка, мальчик и женщина, ставшая продолжением детского образа. Персонажи взаимодействуют и раскрывают содержание через хореографическую образность. Последние две недели перед премьерой Полина провела в театре, дописывая и компонуя материал под специфику хореографического воплощения. На премьере она дирижировала камерным оркестром, в состав которого вошли струнные инструменты, солирующий кларнет и фортепиано. Все исполнители — друзья Полины, выпускники Джульярда и Йеля, лауреаты различных конкурсов. Партию кларнета исполнил известный музыкант Юлиан Милкис. Соединение неоромантической музыки и танца модерн оказалось очень востребованным, публика приняла балет восторженно. Сейчас он вошел в репертуар труппы Рию и будет исполняться по всему миру.
Полина довольна проделанной работой. Она надеялась немного отдохнуть после создания большого балета, но появились новые замыслы, которые надо срочно воплощать: «Для себя я поняла, что пока идут идеи и на них есть живой отклик музыкантов и слушателей, надо работать. Чем больше пишу, тем больше поступает предложений, и это очень радует!» Помимо композиторского творчества, девушка преподает в музыкальной школе при Йельском университете и в Бруклинском музыкальном колледже. На подходе симфоническая поэма «Феникс» для оркестра Albany symphony. Премьера назначена на апрель 2019 года.
***
Нам остается радоваться успехам молодых композиторов. У каждого из них свой путь, своя уникальная ниша в пространстве современной музыки. Надеемся, что они подарят миру немало красивых и выдающихся творческих проектов.

Анна ЛУКЬЯНЧИКОВА

Музыковед (Тольятти).

Фото предоставлены автором

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 24 декабря 2018 года,
№№ 21 (150)

Aviasales

  • 32
    Shares

Оставьте комментарий