События: ,

Немой пейзаж и громкое слово

2 марта 2019

В галерее «Виктория» прошла выставка самарской художницы Оксаны Стоговой «115 километров».

Оксана Стогова для самарской художественной среды и ее развития, безусловно, очень значимая фигура, и ее искусство давно уже заслуживало большой персональной выставки.

«115 километров» никак нельзя отнести к юбилейной выставке. Символично, что эта нужная и важная для прояснения общих установок самарского художественного поля выставка проходит в галерее, где Стогова уже несколько лет ведет школу современного искусства Quadro, выпускники которой ежегодно пополняют ряды новых художников.

В роли куратора «115 километров» выступил Сергей Баландин. Выставка в некотором смысле стала диалогом двух художников (кураторов) разных поколений. За 30 лет Стоговой было создано множество работ в разных медиумах и стратегиях (от традиционных до концептуалистских), и огромный массив (например, период 90-х) в выставку не вошел. «115 километров» — это высказывание по конкретным художественным проблемам: пейзаж, линия и противостояние слова и образа.

Традиционный для живописи жанр пейзажа становится исходным пунктом предлагаемого зрителю художественного исследования. Еще со времен Константина Головкина основным жанром самарской территории были пейзажи.

Большая часть выбранных работ — это модернистские пейзажи, где внимание сосредотачивается на наиболее значимом и архетипическом для эстетики Стоговой элементе — горизонтали. Горизонтальная линия будто преследует художника и вступает с ним в сложные отношения, которые далеки от идиллической созерцательности. От традиций русского авангарда и французского фовизма пейзаж Стоговой движется ко всё большей абстракции. В ранних работах конца 1980-х еще присутствуют природные объекты (например, деревья), в серии «Ландшафты» (2013–2014) пейзажи превращаются в абстракции, где горизонтальные линии «отделяют в картине область одного цвета от другой, а пятна сменяются полосами» (С. Баландин).

Серия «Обнуление» представляет собой разрисованные открытки с репродукциями, где Стогова в модернистской одержимости линией в буквальном смысле сводит репрезентацию природных ландшафтов к «нулевому пейзажу». В разговоре Оксана объяснила этот редукционистский жест как воображаемую попытку исправления хода цивилизации, который, с ее точки зрения, пошел не в ту сторону. В серии «Ландшафт на секонд-хенде» эти «обнуленные пейзажи» переходят с картин на поверхность чьей-то одежды. Выставка будто бы отвечает на вопрос «Куда можно выйти из пейзажа?».

В серии «Дневник» (2007) эмоциональный поток художницы застывает в абстрактных комбайнах из дерева и металла, где мы не видим ни пейзажа, ни в строгом смысле картин. «Пейзаж внешний здесь заменяется пейзажем внутренним, а агрессивные беспорядочные образы расчищают место для новых экспериментов и движения» (С. Баландин).

Созерцание статичных пейзажей и горизонталей на выставке вызывает ощущение немоты. Исследование возможностей горизонтальной линии выглядит как внутренняя задача художника, которая обходится без зрелищности и сковывается цепями модернистской художественной автономии. Молчание природы и линий будто бы нуждается в каком-то прорыве, движении на встречу к зрителю. Но встреча эта в модернистской логике порой выглядит как компромисс. И этот прорыв происходит в центральном зале, где как раз и располагается работа «115 километров», по которой была названа выставка.

«115 километров» — это расстояние от Самары до деревни с дачей Оксаны Стоговой. Во время одной из поездок она рисовала линию, которая фиксировала сам процесс движения. Эта линия при помощи медиахудожника Олега Елагина была трансформирована в шум, который можно услышать в наушниках.

Рядом с этой работой, в такой же фоторамке, расположен видеоколлаж «500 новых слов», который напоминает о поэтических практиках сюрреалистов и методах нарезки Уильяма Берроуза. Сверху вниз, словно титры, движутся фразы, составленные из вырезанных заголовков. Вот фрагменты этого вербального потока: «главное», «вопрос в ситуации», «наша истина», «кинематографическая набережная», «время собирать камни», «и преображается», «дневник», «чтобы «профессиональное внимание», «спасли от надежного мини», «красный? Совершеннее», «как переиграть объект», «в формате события», «успех зависит от», «перспективу».

Изначально работа была сделана Оксаной в 2015 году на длинном рулоне бумаги, в 2019-м Олег Елагин конвертировал ее в видео. Сам рулон в свернутом виде стоит рядом на подиуме. Без видео он теряет темпоральное измерение и выглядит как статичный немой объект.

Задуманный художником и куратором сюжет выставки получает в «500 новых слов» проясняющее разрешение. Деконструкция пейзажа и последующая отмена визуального образа возвращают художника к словам, которые оказываются более сильным в плане воздействия на зрителя медиумом. Любой посетитель выставки найдет в этих «случайных» фрагментах слова, которые как-то совпадут с опытом общего переживания современного через «магический» эффект вербальных совпадений. Удивительно и поразительно, что выставка начинается пейзажем, а заканчивается возвращением к слову.

Илья САМОРУКОВ

Фото Максима БУБНОВА

Научный сотрудник Музея Модерна, кандидат филологических наук, критик.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» 7 февраля 2018 года, № 3 (153)

pNa

Оставьте комментарий