Шекспир forever!

8-2_Шекспир 1

Знаете ли, уважаемые руководители театров и других зрелищных учреждений культуры, а также менеджеры культуры разных категорий: неправда, что зрители хотят только развлечений, что их привлекает только «клубничка» и лихо завернутый сюжет, желательно способный основательно пощекотать нервы.

Зрители тоже люди разные, и среди них немало тех, кто хотел бы получить в театре добрую порцию «пищи для ума и души», кто хотел бы просто попереживать и посочувствовать таким же человекам, только проживающим некие перипетии на сцене. И хочется, чтобы стало чуть-чуть понятнее, что происходит с жизнью придуманных театром героев и с ними самими.
Я в этом убедилась еще раз, обнаружив, что зал на премьере спектакля театра «Камерная сцена» переполнен, что мне, дозвонившейся в день премьеры до руководителя театра, место было найдено с трудом, и то в первом ряду. А давали в Международный день театра совсем неизвестную пьесу с неброским и ничего не говорящим названием «Пустошь» сербского драматурга Д. Петровича.
Практически с первых сцен стало понятно, про что это, что будет происходить и чем дело кончится. Думаю, что не я одна знаю сюжет самой, может быть, известной трагедии великого Уильяма Шекспира, сюжет которой он позаимствовал из очень популярной в эпоху Ренессанса итальянской новеллы. В свою очередь сюжет этот перекочевывает из эпохи в эпоху, из страны в страну. Не знаю даже, вариаций каких сюжетов нынче больше можно насчитать: про Золушку или про несчастных влюбленных. Вот еще одна, в которой драматург почти дословно пересказывает шекспировскую фабулу.
Итак: «две равно уважаемых семьи» — Черновичи и Букумери — враждуют уже несколько столетий. На первый, да и на второй взгляд они ничем не отличаются друг от друга. Совершенно одинаковая музыка сопровождает трапезу одной и второй семьи, совершенно одинаковая посуда и еда: хлеб, суп, куриные яйца, вино и много-много гранатов. Да и ведут они себя похоже, и историю вражды рассказывают точь-в-точь, только с обратным знаком.
Между ними пустошь, то есть пустая земля, на которой ничего не родится. Из-за нее, из-за этого бесплодного клочка земли, из-за невыясненного вопроса, кто первый здесь поселился, а кто кочевал где-то. Но и те и другие рассказывают, что лет уж пятьдесят назад, а может двести, кто-то кому-то голову отрезал. Так и тянется эта местечковая деревенская война, но каждый вечер на пустоши собираются молодые парни и девчонки и устраивают состязания. Хорошо, если соревнуются в танцах, но чаще все-таки дерутся.
Как и полагается, в одной семье есть молодой парень Йован (Руслан Бузин), а в другой — тоже сын, Стефан (Бари Салимов), но еще есть юная племянница, приехавшая из города Миленка (Алиса Зеленовская). У парней имеются друзья-соратники, а сами они, естественно, являются главными соперниками.
Вот на этой самой пустоши и встречаются случайно Йован и Миленка. Встречаются, влюбляются, а дальше — всё как положено. Обручаются кольцами из травы, клянутся в вечной любви. Причем клятвы произносят по тексту Шекспира, так как Миленка готовится поступать в театральный институт (или как там у них это называется) и репетирует роль Джульетты, привлекая в качестве партнера Йована.
Так же, как и у Шекспира, родственники сватают Миленке парня из своей деревни, из зажиточной (порядочной) семьи. И наступает кульминационный момент: Стефан провоцирует Йована, тот отказывается драться с кузеном возлюбленной, и в этой драке гибнет его друг Мирко (Артур Быков). По сюжету Ромео, то бишь Йован, убивает Стефана. Но дальше драматург и вместе с ним театр резко уходят от печального финала, обязательного для всех вариаций великой истории влюбленных.
Спектакль заканчивается странно. Это как бы не ответ, а вопрос: что же дальше будет с этими и всеми другими влюбленными в мире, где продолжаются войны из-за «пустоши», земли, на которой ничего не растет, зато так удобно драться? И здесь уже спектакль становится не просто актуальным, но очень злободневным, где важна первая часть слова — «злобо».
Спектакль решен в стилистике «скромного» театра: практически пустая сцена со странным треугольником из песка в глубине. Это Йован строит лодку — из песка! В нужный момент сами актеры выносят деревянные столы, скамьи и также молча, деловито, их убирают. Из этнографических деталей можно отметить костюмы старших, домотканые ковры, вывешиваемые как знак того или иного дома, да еще глиняную посуду. Молодые выглядят и ведут себя как среднеевропейские юноши и девушки из не очень богатой и образованной среды.

8-2_Шекспир 2
Спектакль густонаселен. В основном это молодежь. На небольшой сцене много молодых и красивых юношей и девушек. Они старательно, иногда просто здорово, танцуют, показывая владение разными стилями современной уличной хореографии. Не менее старательно и подчас зажигательно они демонстрируют боевые техники уличных драк. На первом ряду было даже страшновато.
То, что мысли, чувства, поступки и побуждения героев пьесы и спектакля молодым актерам близки и понятны, — очевидно. То, что премьера, играемая в Международный день театра, переживается ими с большим волнением, тоже очевидно. И то, что спектакль может и должен стать популярным в молодежной среде, — весьма вероятно.
Хотя сидевший рядом со мной сорокалетний мужчина, редко вырывающийся в театр, очень живо реагировал на все происходящее на сцене. «Мне все понравилось», — сказал он. И я ему верю.

Театр драмы «Камерная сцена»

Д. Петрович
Пустошь
Повесть об Йоване и Миленке
Режиссер — Софья Рубина
Сценограф — Георгий Пашин (Санкт-Петербург)
Костюмы — Ольги Никифоровой
Танцы — Надежды Малыгиной и Артёма Орлова

Галина Торунова

Фото Юлии Строкиной

 

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура», № 6 (73) за 2015 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *