События: , , ,

Левиафан всплыл в Самаре

20 января 2015

9NkFY5FUUZE11

Новый фильм Звягинцева еще не вышел в прокат, и, скорее всего, не выйдет. Но огромное свое место в культуре, истории и жизни страны «Левиафан» уже занял.  Даже в Самаре, где вокруг не вышедшего фильма уже разгорелся серьезный скандал.

Интерес к произведениям искусства и неожиданное место в этом ряду произведения Звягинцева, еще 15 января отметил в записи  ФБ Андрей Колядин:

«Лет тридцать назад… Господи, страшно произносить эти слова!

Я работал лектором-методистом одного из филиалов Центрального музея В.И.Ленина.
Сфера нашей работы впадала в систему ЦК КПСС, а посему мы обязаны были бродить по трудовым коллективам и нести политику партии в массы.
И вот, приходит 20-летний шкет (это я про себя) в один из НИИ.
В красном уголке, среди бюстов ленина, маркса и прочих энгельсов, собран коллектив научных работников. И он (коллектив) внимательно смотрит на шкета.
Не помню о чем я рассказывал. Может о большой любви Крупской и Ильича. Или о том, что партия и Ленин близнецы и братья. Но что-то очень мудрое! Это точно!
По окончании действа, один благообразный старик-ученый лет сорока, спрашивает: — А как вы относитесь к Солженицину?
— Гад, — говорю, — И предатель Родины — Союза Советских Социалистических Республик.
— И чем же он плох? — не унимается старикашка.
— Книги плохие писал, порочащие нашу светлую социалистическую действительность, — отвечаю.
— А вы их читали? — ехидно так вопрашает ученый.
— Нет, — говорю, — Но со всем советским народом, возмущен!!!
— Пойдемте-ка со мной, — говорит мужичок, и ведет меня к себе в обшарпанный, социалистический кабинет, где вручает истертую перепечатку — Архипелаг ГУЛАГ.
Не могу сказать, что сейчас я ценю это произведение настолько, что читаю его перед сном, но тогда оно немного вправило мне мозги.
Я не стал диссидентом. Не вступил в борьбу с коммунистическим режимом. Просто увидел мир с двух сторон… Не только величия государственной системы, но и трагической несправедливости в отношении миллионов тех, кто в систему не вписался.
Так вот… К чему это я… Ага!
Я не смотрел «Левиафан», но возмущен!!!
Гады они! И предатели Родины!
Союза Советских Социалистических Республик!!!

Но, блин… Какая реклама фильму!!! О Путине меньше говорят…»

Оригинал

Андрей Колядин четко оценил масштаб явления и правильно провел параллель, со свойственным ему стилем и самоиронией. Но вот дальше все стало серьезней. В «Волжской Коммуне» радовалась Золотому глобусу:

«Лента Андрея Звягинцева «Левиафан», одну из ролей в которой исполнил главный режиссер Самарского театра драмы Валерий Гришко, получила «Золотой глобус» в номинации «Лучший зарубежный фильм».

«Золотой глобус» (Golden Globe Award) — награда аккредитованных при Голливуде иностранных журналистов, вторая по престижности после «Оскара» мировая кинопремия. Продюсер «Левиафана» Александр Роднянский отмечает, что за всю историю «Золотого глобуса» премии удостоился только один отечественный фильм — «Война и мир» Сергея Бондарчука в 1969 году.

Напомним, «Левиафан» — это «история библейского Иова на материале современной России». В центре сюжета — живущий в маленьком городке близ Баренцева моря Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Нормальная жизнь героя рушится под влиянием судьбы — мэр города пытается конфисковать все его имущество. Главные роли в картине исполнили Алексей Серебряков и Елена Лядова.

b5648d11-fc7d-41af-984e-014aecd10783

Главный режиссер Самарского театра драмы Валерий Гришко сыграл в фильме роль архиерея.

«Я снимался примерно в 30 проектах. —  Как правило, режиссер — это человек кричащий, нервный, командующий, порой  резко ставящий на место любого присутствующего на съемках. У Андрея Звягинцева этого не было. На площадке была идеальная дисциплина — и никаких криков. Все работало, как швейцарские часы. Мне по душе такая работа, когда люди делают что-то не из-за страха, что заругают, а на совесть. Каждый понимал, что участвует в каком-то священнодействии».

Фильм уже приобрел репутацию мрачного бескомпромиссного высказывания о современной России (хотя создатели настаивают на универсальности рассказанной в картине истории) и получил ряд престижных международных наград — приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале, Гран-при Мюнхенского кинофестиваля и главный приз на Лондонском кинофестивале. Картина также выдвинута на соискание премии «Оскар» и премии Британской киноакадемии БАФТА.

Во многих странах «Левиафан» уже вышел в прокат, в России премьера фильма назначена на 5 февраля. Скорее всего, российские зрители не увидят оригинальной версии картины — мат в фильме будет переозвучен или «запикан».

Оригинал

Узнать кто такой Валерий Гришко >>>

 Но не у всех фильм вызывал такую позитивную реакцию. Мнение депутата Губдумы, патриота-скандалиста Дмитрия Сивиркина, приватно высказанное им на награждении лауреатов премии «Золотое перо» опубликовал в своем Живом Журнале Дмитрий Бегун, снабдив запись чудным заголовком:

«Дмитрий Сивиркин воткнул золотое перо в задницу Левиафану

Наблюдая за награждением номинантов конкурса Золотое перо или перья, короче хренпоймешькакихтам Дмитрий Сивиркин излагал свои размышления о…. короче почитайте. Это все умней чем творческие опусы большинств самарских журналистов.

В маленьком посёлке на морском северном берегу живет человек с мутными глазами. Он постоянно пьёт и матерится, работает не поймёшь где. Живет с сожительницей.  Она его вроде любит, но, не задумываясь, отдаётся заезжему москвичу. Кстати, единственному другу своего сожителя. Друг пользует её тоже, не задумываясь — такая у них «настоящая мужская дружба».  В Церковь «мутный человек» не ходит и не верит, похоже, ни в Бога, ни в чёрта. Однако лишь только начинают на него валиться житейские неприятности, зажимает около сельпо местного батюшку. И почему-то орёт, отхлёбывая водку из горлышка: «Ну, где твой Бог?!». Хотя какое отношение к нему, безбожнику, должен иметь Господь? А потом его сажают в тюрьму за убийство упомянутой сожительницы. На Иова Многострадального этот крендель не то, что не тянет, а рядом не стоял. Получает по заслугам. И на месте хибары, где он пропивал свою жизнь, строят храм.

Вот, собственно, краткий сюжет кино с названием «Левиафан». Настолько же пошлого и бездарного, сколь и раскрученного из-за своей исключительной «чернушности». Фильм получился дрянненьким и мелким, потому что в нём есть претензия на жизненную правду, а самой правды нет. Мудра поговорка «Мир не без добрых людей», но они в этом кино напрочь отсутствуют. И это создаёт атмосферу сплошной лжи. Оболганы здесь все: и простые жители поселка, и начальство всех сортов, и Российская власть в целом, и Православная Церковь. Фильм снят с такой ненавистью ко всему отечественному, что, пожалуй, ещё долго будет получать всякие западные премии.

Откуда эти ненависть и злоба? Почему сваливший в Канаду исполнитель главной роли актёр Серебряков высокомерно называет бывшую Родину «рабской страной» (при этом философски оправдывая в интервью «Известиям» свою эмиграцию московскими пробками: «Когда сидишь 5 часов на жо.. в машине и думаешь: да, бл…!»)? Почему неплохой режиссёр Звягинцев мастрячит за госсчёт такую злобную чушь (а ведь он, конечно, читал стихи Тютчева, где великий поэт учит, как творец должен любить «эти бедные селенья»)? Кто извинится перед жителями посёлка Териберка, где снимался фильм? Они ведь уже назвали сей опус оскорбительным для себя. А Мурманская губернаторша Марина Васильевна Ковтун старается сейчас по многочисленным просьбам мурманчан запретить в регионе показ «Левиафана». Левиафан — это же сатана, воплощённое зло и жители города-героя Мурманска резонно сомневаются, что он обитает именно в их регионе (да, пытался залезть во время войны, когда на Мурманск фашисты сбросили 185 тысяч бомб, почти как на Сталинград, но отбились северяне).

Много можно недоумевать по поводу «Левиафана».  Но я не киновед, и интересует меня в принципе один только вопрос. Почему в этом кино, оскорбляющем нашу власть и Православие, снялся в хамской роли архиерея, оскорбляющей Церковь, главреж Самарского Академического театра Драмы Валерий Гришко? Получающий от этой власти (из Самарского бюджета) очень не плохое содержание. Вот такая она, наша Самарская либеральная творческая интеллигенция. И денежку у тебя возьмёт и жиденько обкакает. Крутятся болезные, как могут. Крученые они. А именно так — «крученый» — переводится с иврита слово «левиафан».

Хочу напоследок заметить, что от выходок безумных французских Шарли есть и практическая польза добрым русским людям. Теперь и у нас торжествует свобода на выражение своего творческого мнения. Артист-бюджетник Гришко, отрастив бороду, самовыразился в адрес русского Православного Епископата. А я, соответственно, имею право выразиться в его адрес, и назову его, пожалуй, левиафаном? Хотя, нет, на левиафана не тянет. Лучше, наверное, просто — не шибко грамотным, беспринципным и очень не любящим Родину совком. В общем, правильнее всего будет — этакой быдлятиной, рядящейся в тогу интеллигента.»

Оригинал

458955_original

Узнать кто такой Дмитрий Сивиркин>>>

Вечером в воскресенье, 18 января, на сайте samara.ru появилось открытое письмо, теперь уже можно сказать, ставшее знаменитым.

«Открытое письмо

министру культуры Самарской области

О.В. Рыбаковой

Копия: председателю комитета

по культуре, спорту и молодежной политике

Самарской губернской думы

А.В. Милееву

Уважаемая Ольга Васильевна!

Разрастается скандальная известность снятого режиссером Звягинцевым фильма «Левиафан». Этот низкопробный клеветнический опус, подающий исключительно в черном свете наше государство и Православную Церковь, всячески рекламируется и превозносится либеральными СМИ и даже выдвинут на международные премии. В то же время, по всей стране ширится общественный протест против показа этого фильма. Вы знаете, что самую резкую отповедь ему дали министр культуры РФ В.Р. Мединский, представители традиционных конфессий, известные деятели культуры и искусства. Мы присоединяемся к здравым суждениям всех противников подобной «чернухи» в отечественном кинематографе. В то же время хотим отметить, что, к большому сожалению, наш самарский регион опять оказался в авангарде прозападно-либеральных действий (как в случае с «самолетом Ходорковского» или осквернением секс-меньшинствами Вечного огня в Тольятти). Дело в том, что роль одного из ключевых персонажей фильма «Левиафан» — русского православного архиерея — сыграл главный режиссер Самарского академического театра драмы Валерий Гришко. Образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат, оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым Православием.

Было бы вполне естественно, если бы подобные выпады в своем творчестве допускал, скажем, артист какого-нибудь оппозиционного художественного коллектива, финансируемого, как это часто бывает, из разных иностранных фондов. Но в данном случае речь идет о человеке, служащем в государственном театре, формирующем его репертуар и по должности имеющем возможность со сцены влиять на сердца и умы зрителей, в том числе молодежи. Нам непонятно такое двуличие: как можно жить за счет бюджетных средств, получать от власти все преференции и в то же самое время участвовать в изощренном поношении Российской власти и Православной Церкви? Очень хочется, чтобы наш Минкульт разрешил эту странную и нездоровую ситуацию, которая вводит в недоумение абсолютное большинство наших земляков-самарцев, искренне любящих свою Родину и почитающих ее многовековые исторические традиции.

А.В. Громов, председатель Общественного совета при Самарской и Сызранской епархии,

председатель правления Самарской областной писательской организации, секретарь правления Союза писателей России;

А.В. Терновский, атаман Самарского окружного (отдельского) казачьего общества ВВКО, войсковой старшина;

А.А. Солоницын, член Союза писателей России, Союза кинематографистов России;

В.П. Навротская, Заслуженный деятель искусств России;

Р.Н. Баранов, Заслуженный художник России, Почетный член Российской академии художеств;

В.Ф. Коваленко, Заслуженный деятель искусств России;

В.И. Дуцев, депутат Самарской губернской думы, прихожанин храма Тольяттинского Свято-Воскресенского мужского монастыря;

Д.В. Сивиркин, председатель правления регионального общественного движения «Самара Православная», депутат Самарской губернской думы;

В.А. Шишов, чемпион мира и Европы по боксу, прихожанин церкви Святого Преподобного Сергия Радонежского;

А.В. Федоров, член Общественной палаты г.о. Самара, член Союза журналистов России,

доверенное лицо Президента РФ В.В. Путина;

В.Г. Шерстнев, председатель Самарской региональной организации «Русский национальный центр», сопредседатель общественной организации «Союз народов Самарской области»;

В.А. Солянов, сопредседатель Самарского отделения Всероссийского общества православных врачей;

Архимандрит Георгий (Шестун), настоятель Заволжского мужского монастыря во имя Честного и Животворящего Креста Господня, академик РАЕН;

Протоиерей Николай Агафонов, член Союза писателей России, лауреат Патриаршей литературной премии;

Протоиерей Иоанн Мохов, настоятель храма Святителя Спиридона Тримифунтского г. Самары;

Протоиерей Сергий Нестеров, настоятель Софийского собора г. Самары»

Оригинал

9NkFY5FUUZE

Письмо произвело эффект разорвавшейся бомбы. Только на сайте samara.ru публикация собрала 15 (!) страниц отзывов. Самых разных. Самара, Левиафан, Гришко и подписанты попали на первые страницы всех российских (и не только!) СМИ. Новость об открытом письме была опубликована в понедельник более чем в 100 средствах очень массовой информации! Подобного скандала самарская земля не знала давно. Достаточно взглянуть на некоторые заголовки:

BBC Russian

В Самаре просят наказать актера за роль в «Левиафане» 

Газета.ru

Исполнителя роли архиерея в «Левиафане» требуют уволить из самарского театра

Эхо Москвы
НТВ
NEWSruИзраиль
Сноб.ru
ТАСС
Новая газета
Интерфакс-Россия
Валерий Гришко ответил защитникам православия сразу и достаточно жестко, через массовые газеты:
«В начале было пасквильное послание господина Сивиркина, в котором он дошел до прямых оскорблений в мой адрес. Любой остросоциальный фильм, особенно в сегодняшней накаленной атмосфере, вызывает острую реакцию. Но оскорблений в свой адрес я прощать не буду. Когда мне говорят, что я не люблю свою родину, то оскорбляют не только меня, но и моих родителей. Отец в 18 лет ушел на фронт, вернулся израненный, произвел меня на свет и 46 лет умер на моих руках с осколками в спине. Я уже старше моего отца почти на 20 лет. Мать была угнана в Германию, где всю войну работала. Наверное, я подам в суд, потому что отец там, на небесах, не простит, если я этого не сделаю.

Я перед новым годом был в Донецке и Луганске, где мы представляли российские фильмы. Я представлял «Белого тигра», где сыграл маршала Жукова. Сам я родился в Ясиноватой под Донецком. Мы ездили туда за свои деньги, и гуманитарную помощь целую машину гуманитарной помощи покупали за свои деньги. Меня никто не может упрекнуть в том, что я что-то присваиваю и беру чужое.

В свое время Валерий Гришко сыграл маршала Жукова. Эта роль не вызвала ни у кого претензий.
— А что за запрос поступил из Министерства культуры о размере вашей зарплаты?

— В письме Сивиркина говорилось о том, как это бюджетник-артист смеет сниматься в фильме, покакивая на нашу родину. Меня назвал быдлятиной и матом бы, наверное, покрыл, если бы это не запрещалось. Театр готовит отчет о том, какую зарплату я получаю, сколько спектаклей поставил и какую они принесли прибыль. Меня задело личное оскорбление и глупость людей, которые кидаются все охаивать. Это напоминает мне историю с «Доктором Живаго», «Архипелагом ГУЛАГом», Владимиром Войновичем. Я получаю приличную зарплату, но не из бюджета, бюджетная зарплата грошовая, а из доходов театра. На бюджетную зарплату не проживешь. А то, что театр работает на полную мощность, к этому я, как режиссер, тоже приложил руку.

— Как Андрей Звягинцев пригласил вас на роль?

— Первое знакомство произошло по скайпу. Потом меня вызвали на пробы. Это было 12 апреля, я тогда снимался в картине Юрия Кары «Генеральный конструктор», где сыграл Сергея Королева. На пробах у Звягинцева прочитал финальный монолог и это, как потом мне сказал Андрей Звягинцев, произвело на него впечатление. Меня утвердили на роль.

— А что так возбудило людей? Сам факт участия в фильме или конкретно та роль, что вы сыграли?

— Думаю, что роль, потому как меня обвиняют в том, что я оболгал православие, дискредитировал священнослужителей и русскую православную церковь.

Оригинал

Еще одно развернутое интервью режиссера и актера появилось на страницах городской «Самарской газеты»:

«- У фильма огромное число противников, вокруг него развернута яростная полемика. Некоторые требуют запретить показ. Ничего глупее придумать нельзя. Если это произойдет, мы получим ситуацию, как с «Доктором Живаго» или с «Архипелагом Гулаг». Это не украсит историю страны.

7926193

Фильм абсолютно точно отражает то, что происходит в забытых богом местах нашей родины. Он снимался в Териберке, на краю Кольского полуострова. Это не построенные декорации, не художественное преувеличение — там так все и есть. Фильм дает представление о том, как влачат свое существование люди на обочине жизни.

Там действительно есть местные царьки, наподобие героя, которого играет Роман Мадянов. У мэра в его исполнении висит на стене портрет Путина. Мне кажется: прикрываясь портретами, которые в разное время, начиная с императорских, висят на стенах департаментов, можно творить безобразные вещи, потому что это не дойдет до верха. Фильм о коррупции, о связях, которыми опутаны эти мерзкие людишки.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» — эту народную пословицу Гоголь взял эпиграфом к своему «Ревизору». Он тоже описал уездный город, до которого 33 года скачи — не доскачешь. И он же обратил внимание современников на то, что есть такие люди, как Акакий Акакиевич Башмачкин, для которого украденная шинель — это смертный приговор. Так что «Левиафан» — продолжение великой традиции разговора о тех, кто часто теряется на безграничных пространствах нашей страны.

Когда картину обвиняют в очернении действительности, то для меня это фразы из лексикона героя Мадянова. Нет, действительность очерняют не те, кто ее отражает, а те, кто ее такой делает. Художник только реагирует на это. Как говорила Анна Ахматова, «мы не врачи, мы боль».

Оригинал

Реакция самарской общественности была  ураганной. Авторов письма тут же обвинили в доносительстве, а судьба фильма «Левиафан» неожиданно пересеклась с нашей повседневностью.
Даже небольшой обзор соцсетей за понедельник дает представление.
Катя Спиваковская пишет:
Надеюсь, теперь многие счастливы будут видеть в своей ленте вместо таких утомительных, таких надоедливых, таких участившихся! отзывов на «Левиафана», — надеюсь, теперь все счастливы видеть через два поста на третий, как все умные люди по всему свету ржут над кучкой самарских идиотов, подписавшихся под доносом.

Роман Черкасов пишет в ФБ:

А вот проректор Самарской семинарии доктор богословия Олег Агапов рассказывает.
Человек и депутат Сивиркин, известный своей высокодуховностью, захотел получить диплом семинарии, чтобы стать дипломированным богословом. Но учиться в семинарии он не хотел, он хотел просто диплом, без обучения — ну, как бы за прошлые и будущие заслуги в деле защиты Самары от безбожия, абортов, содомитов, группы Раммштайн и фильмов режиссера Звягинцева. Олег Агапов и сам владыка-ректор воспротивились такой профанации и решили депутату диплом не выдавать. И вот вечером в Рождество, выбрав то есть подходящий исторический момент, Сивиркин позвонил Агапову, чтобы выказать ему свое огорчение и вообще выяснить какого черта. Агапов сказал, что да, мол, был против выдачи диплома и решение владыки-ректора считает правильным. Сивиркин в ответ осерчал, обозвал протоиерея нецензурно и трубку бросил.

Оригинал

Елена Молодцова пишет:

Темная сторона меня ( очередная, уже не помню какая по счету)
Вот Katya Spiv иронизирует над людьми не желающими смотреть «Левиафана». К Кате я отношусь трепетно потому, что она, по моему мнению, умничка огромная — поэтому ее ирония вызывает у меня чувство глубокого стыда, желание оправдаться как-то…Но не вызывает желания смотреть «Левиафана». Вот такой я несознательный элемент.
P.S «Пастернака не читал но осуждаю». (с) Я вот «Левиафана» не смотрела, но 16 человек, которые написали пасквиль на главного режиссера театра драмы — осуждаю. Потому, как пасквиль — это пасквиль.
P.S Короче говоря — одни страдания в этой вашей мировой паутине.

Оригинал

Ilya Suldin  в Твиттере:

Актер — враг начальника. Вот, актер Гришко обессмертил свое имя, и очень испортил жизнь Гришко — начальнику в крупном учреждении культуры.

Оригинал

Скандал разгорается. Пока ничего неизвестно об официальной реакции министра культуры Самарской области О.В. Рыбаковой. Но, как сообщают источники в министерстве, никаких претензий к Валерию Гришко, как художественному руководителю театра Драмы, у министерства нет. Впрочем, стоит дождаться официального ответа.

Материал обновляется.

 

 

pNa

Оставьте комментарий