Вообще-то наших на молодежном форуме, который как раз сейчас проходит у Мастрюковских озер, целый городок, и поименован он соответственно – «Культурный Бум!». Однако и на других, как форумчане говорят, площадках есть наши люди.
И с одним таким человеком корреспонденту «Культуры» удалось пересечься за неделю до iВолги. Зовут человека АНЯ ДЕМЕНТЬЕВА. Родился и рос человек в Тольятти, сейчас изучает филологию в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (I курс), но на iВолгу отправился с двумя социальными проектами.
– Что за проект, Аня?
– Работа с трудными детьми. Очень актуальная тема. По статистике процентов 30 современных детей – трудные. Дети, у которых наблюдается гиперактивность, рассеянное внимание, а отсюда – задержка в развитии и трудности социализации. Мой проект рассчитан на детей от 7 до 11 лет и предполагает годовой игровой тренинг, который и поможет проблемы решить.
– Технологии позаимствовала?
– Сама придумала, сама тестировала, сама разработала диагностику. Психологическими науками занимаюсь дополнительно, не только возрастной психологией, но и соционикой, психософией. Там есть вещи, которые, на мой взгляд, очень помогают в работе с детьми. Я уже реализую эту программу со своим братом. Мой брат – трудный ребенок восьми лет.
– И как зовут этого трудного ребенка?
– Лукьян. Занимаюсь с ним полгода. С того момента как начала работать над проектом. Цель была – повысить успеваемость (он учится во втором классе) и уровень социализации, что должно было проявиться в том, что у ребенка стало бы больше друзей, он лишился бы неуверенности и смог бы легче реализоваться в незнакомой сфере. Я вижу серьезное продвижение. Успеваемость, по крайней мере, повысилась – это можно проследить по дневнику. Остались проблемы с дисциплиной, но это, наверное, из-за того, что мне не пришлось поговорить с педагогами и родителями о том, как им вести себя с таким ребенком. А такие беседы тоже нужны.
– Брат без колебаний согласился на эксперимент?
– Он очень меня любит и к тому же воспринимает наши занятия как игру. Главное ведь – правильно подать и говорить с детьми на языке, который им понятен. Я исходила только из этого. Ну и с нового учебного года планирую расширить аудиторию.
– С базой определилась?
– Одна тольяттинская школа и пара самарских, скорее всего. Но это если удастся защитить проект и получить грант. У меня, впрочем, есть еще одна идея. Возможно, я и ее представлю на iВолге: Сексуальное воспитание в школе.
– Ничего такого разве в школе нет?
– Был проект, но провалился из-за несерьезного, как я поняла, к нему отношения. В Тольятти вообще ничего подобного не вводилось. Как минимум десять лет. Это я точно могу сказать. А тема тоже весьма актуальная. Те же аборты. Это ведь следствие неправильного полового воспитания. Так что и над этим, мне кажется, надо работать. Я смотрела несколько зарубежных технологий. Но они не подходят нашей школе.
– Ну да, с этим как-то надо у нас поделикатней.
– Все великие русские педагоги – Толстой, Ушинский – говорили о том, что менталитет, или индивидуальная идея народности, как они формулировали, очень важен при разработке педагогических методик и зарубежные нам не совсем подходят. Я абсолютно с ними согласна.
– А что предлагаешь?
– Ту же форму игровых уроков. Хотя тут их сложнее будет организовать. Надо же сделать так, чтобы никакого подтекста не было.
– А это будет раздельное воспитание? Мальчики – в одном классе, девочки – в другом?
– Напротив. Моя цель как раз и состоит в том, чтобы научить детей разного пола контактировать, и контактировать так, чтобы не было…
– …мучительно больно за этот контакт.
– Поймите, это не обучение сексу. На таких уроках дети будут учиться отношениям между полами. И ответственности за эти отношения.
– То есть речь, скорее, об этике.
– Я вообще считаю, что школа должна, прежде всего, воспитывать. Но это у меня еще очень сырая идея. И мне недостает знаний в области психологии, опыта, чтобы составить полноценную методику. Но я хотела бы поднять эту тему на iВолге. Нужен прорыв.
– А почему в таком случае филология, а не психология?
– Психология – это факультативное занятие. А вообще я сейчас работаю над одной теорией в литературе…
– Ну-ка, ну-ка, интересно.
– Ее уже выдвигали, но не сочли состоятельной. Я хочу доказать, что это не так. Суть теории в том, что литературные персонажи каждой следующей из исторических эпох все более сложны. Допустим, булгаковская Маргарита. Она же многограннее пушкинской Татьяны.
– Если следовать твоей логике, то образы Серебряного века должны уступать современным.
– В том-то и дело! Но надо учитывать, что закончилась эпоха постмодерна и началась новая эпоха. Эпоха без искусства. Так ее называют. И образы приобрели абсолютно другую форму. Их считают плоскими, незавершенными, глупыми даже. Но они много глубже, чем кажутся.
– А кто, на минуточку, у вас главный по литературе?
– У меня – Елена Валерьевна Абрамовских. Она-то мне и сказала, что такой взгляд на эволюцию образов есть, но не шибко доказанный.
– А потому что тогда надо признать, что и современная литература сложнее литературы того же Серебряного века.
– Не всякая литература – литература. Давайте не будем брать «50 оттенков серого» и прочее чтиво. Давайте брать из современного то, что стало классикой: Пелевин, Чак Паланик, Брэдбери… Я не исключаю, что эта теория в самом деле может не работать. Но ведь и это надо доказать.
– Отрицательный результат тоже результат. В науке особенно. Хотя, с другой стороны, могут ли не усложняться литература и образы, на которых только и стоит литература, коль скоро отражаемый ею мир усложняется и усложняется? Прочла недавно: современный человек потребляет в день столько информации, сколько человек эпохи Просвещения потреблял за год.
– Давайте мы сделаем скидку на то, что человек Просвещения еще и сам производил информацию. А мы в основном используем то, что есть. Особенность не только нашей литературы, но и нашей эпохи. Мы создаем новое, давая ссылки на старое.
– Кто у тебя родители?
– Отец у меня занимается продажами, а мать у меня менеджер.
– Гуманитарного образования у них нет?
– Постсоветская юность. Вроде бы столько возможностей, но ты ими не воспользуешься, если у тебя нет больших денег, а большие деньги можно сделать только нечестным путем. Да что говорить, вы сами знаете.
– А у дедушек с бабушками?
– Нет.
– То есть ты в первом поколении гуманитарий. И каким видишь свое будущее?
– Я вижу себя прежде всего в филологии. Может быть, преподавание литературы. Понимаете, мне хочется внести свою лепту в науку. Но мое сокровенное желание – научить людей любви. Любви к литературе. Хотя возможно ли это – научить любви?
– У тебя получится. Ты очень интересно рассказываешь, я прям заслушалась. И познания у тебя такие глубокие. Не верится, что первый курс. В школе, наверное, много читала?
– У нас хорошие педагоги в вузе. А в школе… Я считаю, что школьная система образования несовершенна. Учителя нацелены на подготовку к ЕГЭ. Они, безусловно, пытаются возбудить в детях интерес к своим предметам, литературе в частности, но… Я, к слову, и не на филологию вовсе поступала. Я поступала на изо. Потом перевелась.
– Ты еще и рисуешь?
– Так, 11 лет школы. Я очень люблю японские комиксы, японскую анимацию и рисую в этой стилистике. Могу и в классической манере рисовать…
– На анимки ходишь?
– Естественно, хожу – я косплеер.
– Сама костюмы делаешь?
– Отчасти делаю, отчасти пользуюсь готовыми элементами. Вот только что закончили большой косплей-проект.
– Фильм?
– Фотографии. Еще я танцую.
– И успеваешь?
– Главное – жить.
Беседовала Светлана Внукова
Фото Полины Дрожжиной
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 11 (78) за 2015 год
И каким образом психософия и соционика относится к психологии? По секрету это лженауки.