События: , ,

Портретная галерея Вячеслава Герасимова

26 июня 2015

11-1_

В Самарском художественном музее открылась выставка портретов заслуженного художника России Вячеслава Дмитриевича ГЕРАСИМОВА «Сыны Отечества», приуроченная к 50-летию его творческой деятельности.

На вернисаж пришли множество друзей, те, кто помнили его молодым, среди кого он известен как сильная личность, склонная ко всякого рода приключениям: охота, рыбалка, увлечения и… написание картин. На поприще этих дел и художник, и его картинные герои всегда вели себя безупречно и самоотверженно, убедительно доказывая свое право называться настоящими мужчинами.

В середине 70-х, когда я после института пришла на работу в художественный музей, Герасимов числился в классиках, мэтрах монументального искусства. Предпочитая свитера крупной вязки, круглую бороду, синеглазый, тогда он удивительно был схож с Хемингуэем. Здесь нет никакой иронии: так же, как и у Хемингуэя, творчество Вячеслава Герасимова, весь круг его мотивов в значительной степени являются продолжением его самого. Он полностью отдавался жизни, путешествиям, попадал в большие и небольшие приключения, стремился участвовать в серьезных событиях Самарского отделения Союза художников. И все время находился в состоянии борьбы за возможность творить!

Его первая персональная выставка станковых произведений искусства прошла еще в Куйбышеве, в 80-е годы. Я запомнила лишь то, что в художественный музей людей пришло столько, что невозможно было протолкнуться к произведениям. А поскольку он был небожитель, я как юный искусствовед не интересовалась подробностями биографии. Хотя в ту эпоху все понимали: монументалист может свободно работать и с фреской, керамикой, металлом, смальтой, стеклом, он может взять различные материалы и использовать их на площадях в тысячи квадратных метров.

Его талант мастера-монументалиста в свое время реализовался во многих проектах: мозаика Дома профсоюзов – «Земля крестьянам, заводы рабочим»; те, кто регистрировал брак в «шалаше» – Дворце для новобрачных, – наверняка запомнили изящные витражи в центре зала, а самарские меломаны созерцают рельефные витражи в вестибюле филармонии; жители Самары ежедневно лицезреют объемно-пространственную композицию на станции метро «Гагаринская».

Вячеслав Дмитриевич и в монументальном, и в станковом искусстве проявил себя как мастер остро-напряженного сюжета и динамичного действия. Его герои отважны, решительны и справедливы.

И все же следует отметить, что основная часть работ художника в области монументального искусства относится к ХХ веку. После 1991 года художник целиком отдался станковому искусству, на выставках приходилось видеть его работы малого формата.

Недавно Вячеслав Дмитриевич позвонил по телефону и пригласил в мастерскую. Такое было чувство, будто директор школы пригласил к себе домой пионера. Испытывая робость, я пришла. Оказывается, в мастерской он работает, как рабочий за станком, с восьми утра до шести вечера. Скованность помогла преодолеть черная кошка Беся, попросту бесенок: внимательно рассмотрев, обнюхав, покрутившись вокруг ног, она разрешила войти. Мы сели пить чай. Она даже влезла на колени ко мне, незнакомому человеку, и, потоптавшись, улеглась.

Мы пили чай, и художник негромко рассказывал о себе. Он родился в 1937 году в Астрахани, в семье морского офицера. Окончил Саратовское художественное училище и отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского) у замечательных педагогов: С. В. Герасимова, Б. В. Иорданского, Н. Х. Максимова.

Как художник он сформировался в пору расцвета «сурового стиля», художественного направления 60-х годов. Была интересная жизнь, полная впечатлений, путешествий. В свое время Герасимов выразил себя как мастер подвижных фигур в энергичном повороте, в прыжке, в спортивном действии. Но возраст и время дают о себе знать, потому в работах появилось больше чувства покоя и статики. Он написал много портретов. Созданные им портреты преподавателей есть в музеях Самарского государственного медицинского, Самарского государственного технического и Самарского аэрокосмического университетов.

Цикл портретов, посвященный десяти выдающимся личностям российской истории – от патриарха Московского Гермогена до Юрия Визбора, – представляет людей самоотверженных, решительных и отважных. В этих портретах проявился его авторский прием – минимализм авторской речи и скупость композиции. Невольно запоминаются написанные в классической традиции портреты князя Потемкина, П. А. Столыпина. Образ И. В. Курчатова художник решает лаконично, без излишней красочной пестроты и многословности, просто наполняя информацией.

11-1_

Стиль В. Герасимова рождается из соединения различных приемов обобщения и изобразительного языка, зародившихся в шестидесятые, отсюда тяга к простым композиционным мотивам и лапидарность исполнения. Портреты в силу их стилистики выполнены в старой иконографии, так, как принято было для каждого конкретного времени.

На днях по радио в прямом эфире гражданам задавали вопрос: как воспитать патриота? Кто- то позвонил и посоветовал найти врага, как это сделали некоторые соседи. Ему возразили: нам это не подходит. Кто-то предложил любить отечество бескорыстно, не за привилегии и прочие блага, а просто так. Его все равно спросили: и как воспитать патриота? Но большая часть радиозвонков просто порекомендовала всем гражданам в семейном кругу изучать историю. Знать биографии выдающихся соотечественников и их вклад в процветание России. К сожалению, многих великих соотечественников даже в лицо не знают.

Есть легкое чувство досады от того, что вся годовая работа после выставки будет возвращена на стеллажи мастерской и департамент культуры не приобретет данную серию, например, для залов библиотеки или аудиторий университета, как принято было делать в ХХ веке. На мой взгляд, работам этим недостает некой тайны, магии, загадочности, присущей новому времени. Ведь мы живем в эпоху фотошопа и фэнтези.

А пока, рассматривая портретные образы В. Герасимова, чувствуешь желание изучить страницы истории России. Мне лично показалось интересным узнать про святителя Гермогена. Судьбы Ермака, М. В. Ломоносова, Ф. Ф. Ушакова, Г. К. Жукова тесно связаны с обретениями и завоеваниями в нашем Отечестве.

Все эти личности близки автору по духу, они не мыслили свою жизнь без деятельного творчества, без столкновения, любви и борьбы, созидания и мужества, успеха и поражения, друзей и врагов, жизни и смерти. Эта своеобразная тематическая выставка Вячеслава Герасимова говорит о стремлении старого мастера активно участвовать в художественной жизни Самарской губернии.

Валентина Чернова 

Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.

Фото из архива автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 11 (78) за 2015 год

 

pNa

Оставьте комментарий