События: ,

Мирный кэш современного искусства

19 июля 2015

13-1_Ширяевское биеннале

«Видит око, зуб неймёт».

И. Крылов, «Лисица и виноград»

С 10 августа по 27 сентября в рамках IХ Международной Ширяевской биеннале современного искусства художники, кураторы, теоретики и критики искусства из России, Швеции, Австрии, Франции, Италии, Испании приезжают в Самарскую область, чтобы провести очередные лабораторные встречи, семинары и выставки. На этот раз темой исследования является кэш.

Куратор биеннале Неля Коржова связывает ее сразу с двумя планами – реальным миром и миром искусства. Художники, рассматривая жизнь в системе электронных платежей, делающих уязвимым право на персональную конфиденциальность, строят свою рефлексию вокруг вопроса, остается ли у человека что-то «про себя» в мире глобального рынка. Ведь всё, включая личную жизнь и доверительные отношения, подлежит конвертации и обмену.

Кэш, таким образом, интерпретируется достаточно широко: это и актуальная денежная наличность, и более общий процесс виртуального присвоения, и, соответственно, модификации различных состояний мира, материальность которого более не нуждается в телесном выражении и, как кажется, подлежит исчезновению.

Куратор биеннале пишет: «Искусство традиционно брало на себя функции конструирования мировоззрения общества, визуализируя понятия морали. И это всегда связывалось с процессом накопления богатства, как духовного, так и материального. Мечты о свободе и счастье инспирировали мечту о тяжелом кошельке. Денежный эквивалент «состоявшегося человека» проходил цензуру «правильного поведения», понятие греха уравновешивало эти чаши. И все-таки «нематериальное» управляло материальным. «Идея» создавала «рынок». Что влечет за собой изменение реального веса одной из сторон? Современное искусство реагирует на эту мутацию отказом от материального воплощения произведения. Искусство больше не предмет, оно – коммуникация. Визуальное ускользает, тяготеет к процессуальному, невидимому. Но что остается в наличии? Умение транслировать свои идеи всем сразу? Быть настроенным на тотальный диалог?».

Исследованию вопросов, связанных с новыми условиями бытования искусства и формами его музейного экспонирования, проблемой музеефикации новых его практик, предполагающих нетрадиционные формы презентации, и вызовами глобализации, будет посвящен международный теоретический симпозиум «О музее нематериального». В этом же ключе будет работать и основной проект биеннале – международная творческая лаборатория, венчаемая «Номадическим шоу», в котором реализуется экспериментальный формат самоопределения современного искусства в традиционной деревне Ширяево.

Программа биеннале включает и параллельную программу, в которую входят международные художественные, литературно-визуальные и музыкальные проекты, разговоры о современном искусстве на «Территории диалога» СГАУ. Будут задействованы новый центр современного искусства – Фабрика-кухня, другие выставочные площадки города.

Собственно, Ширяевская биеннале – оригинальный и каждый раз оказывающийся в зоне нового вызова времени и риска проект, несопоставимый по своим задачам и результатам с тем, что сегодня, как «минутка без затейки», зачастую мимикрирует под современное искусство, – способствовала развитию регионального искусства.

Биеннале можно считывать как ту дающую проценты наличность (кэш), через которую и сегодня самарское искусство определяет для себя план будущего. В Ширяеве в 1999 году произошло освоение искусством новой для себя территории. Там осуществился выход художника в зону открытого опыта, которая продуцировала новые формы культурного ответа. Сама биеннале обрела популярность, стала расхожим словечком и даже мифом, а Ширяево открылось не только как ландшафтная жемчужина, но и как место рождения актуальных культурных практик.

Елена Богатырева

Кандидат философских наук, доцент СГАУ.

Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» в № 12 (79) за 2015 год

 

pNa

Оставьте комментарий