В Арт-Центре завершила работу интереснейшая выставка двух мастеров из Краснодара. Галерея «Арт-холл» Татьяны Саркисян представила проект «Дороги» супружеской пары – Ларисы и Валерия Блохиных.
Они отмечены множеством наград, в том числе золотой медалью Российской академии искусств. В 2012 году Валерий стал почетным членом Российской академии художеств, и данный выставочный проект состоялся также благодаря поддержке Академии художеств. Лариса – почетный член Чешской академии искусств имени Томаша Масарика, получила престижную премию Рудольфа II.
У Валерия Блохина недавно состоялся полувековой юбилей со дня рождения, и потому выставка носит характер ретроспективы. Своеобразный творческий отчет за 25 лет творчества.
Для Самары это третья выставка Блохиных (уже были экспозиции в галерее «Вавилон» и в СОХМ), она интересна своей ретроспективой и своим ошеломляющим лицом, ориентированным, как двуглавый орел, на две стороны – Запад и Восток. Я ходила на эту выставку три раза.
В истории русской живописи есть интересное явление – русские мастера в Европе. Ведь не секрет: европейское наследие напитало многих классиков отечественной живописи. Исторический пример: русские меценаты в начале XX века привозили из Парижа работы французских импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и прочих новых мастеров. Наши художники вначале удивлялись, смотрели, а потом как начинали зажигать… Потом ходишь по европейским музеям и ищешь реминисценции иностранной живописи в творчестве наших мастеров. И это интересная тема – вопрос интерпретаций в искусстве.
***
Лариса Блохина – наша современница, потому так интересен ее взгляд на старушку Европу. Лариса страстно любит путешествовать, внутри городов предпочитает не экскурсии, а длительные неспешные прогулки, которые способствуют зарождению новых образов. Она не пишет этюды с натуры, создает картины по впечатлениям. Зачастую творит под музыку.
Имея графическое образование, знает, что графика – это не только линия, но и пятно. Важны силуэт пятна, масса пятна, его плотность или прозрачность, освещение. Мастер использует смешанную технику с добавлением коллажа из текстурированной бумаги. Пятно как художественная форма выражено в силуэте аккуратно подстриженных деревьев, в плотных массах ровных кустарников, в прямолинейности лент европейских дорог и в строгих объемах зданий – домиков, вилл.
Широкие полосы света также превращают кипарисы, пинии, ступени, балюстрады, дождевые лужи и стожки на поле в пятна, высветленные необычным образом. Особый ритм объектов бытия, запечатленных либо ночью, либо под дождем, либо под ветром, содержит в себе элемент музыкальной импровизации. Лариса Блохина владеет чувством стиля, органично вплетая в живопись реминисценции европейской школы живописи.
Все произведения Ларисы Блохиной можно разделить на две части. Одна – серебристо-буро-зеленая, сумеречная, полная таинственных теней, тонких переливов света, изысканной колеровки поверхности. Другая – яркая, экспрессивная. К первой категории можно отнести множество пейзажей с видами Франции, Германии, Голландии. Вторая, буквально клокочущая живописной экспрессией красочного теста, посвящена Венеции, Риму. Венецию можно увидеть ярко-синей, бирюзовой и кроваво-красной; Рим – розовый, фонтаны, словно из кондитерского зеленого крема, написаны свободно и раскованно, а собор святого Петра сияет всполохами солнечного света и золотом. И это все сновидения и воспоминания на холстах, там нет места конкретным реалиям.
Безусловно, абсолютно свободная манера письма Ларисы Блохиной, высочайший уровень мастерства художника импонируют зрителю, знатокам искусства и заставляют снова и снова всматриваться в полотна.
***
Валерий Блохин – легендарная личность, художник-виртуоз, обласкан любовью зрителей, галеристов, знатоков искусства. Прежде всего, он художник-ориенталист. Он представил живопись, наполненную изысканной восточной и азиатской тематикой – Индия, Монголия, юго-восток Китая, Аравийский полуостров.
Идея ориентализма была близка многим русским художникам. Все живописали Азию, ведь она была под боком, достаточно вспомнить произведения В. Верещагина, П. Кузнецова, Н. Рериха. Ориентализм – отдельная тема в русской и советской культуре, и корни этого явления простираются вглубь веков, достаточно вспомнить собор Василия Блаженного. Когда-то в начале XX века К. Петров-Водкин назвал Самарканд «землей бирюзового откровения». Сейчас толпы иммигрантов на улицах городов России лишили в наших глазах Среднюю Азию прежней загадочности, красоты и высокой эстетики.
Вероятно, потому Валерия Блохина так манит жизнь бедуинов и феллахов Аравии. Вот они ослепительно красочным караваном спешат через пески на белых дромадерах. Оказывается, значение слова «верблюд» для жителей Аравии соотносится с понятием «красота». И как же хороши эти странные животные на картинах Блохина! Головы верблюдов в различных ракурсах написаны анатомически так верно, как будто мастер с рождения только и писал их. Кстати, он, так же, как и Лариса Блохина, не пишет этюды с натуры. Просто делает графические наброски, зарисовки.
Неспешны и загадочны горбатые быки зебу под пальмами. Они или отдыхают, подняв свои головы, увенчанные лирообразными рогами, или стоят запряженные в двухколесные высокие повозки – арбы, поразительные существа, которых раньше можно было увидеть только на страницах географических журналов.
Отдельную сюжетную группу составляют охотники на великолепных арабских скакунах. Охотники грациозно взбираются по скалистым тропинкам или скачут небольшим отрядом в желтых песках. Считается, что лошадь – привилегия состоятельных людей. Меня пленила всадница в красном на белой лошади. Лошадь стоит по самое брюхо в воде на фоне низких густых деревьев. Здесь художник мастерски написал красочное отражение в реке, поверхность воды живая и такая зыбкая, как волнистое зеркало.
Лучшая сторона ориенталистики в живописи Блохина состоит в том, что он работает в русле русской ориентальной традиции XIX и XX веков. В его ориентализме превалирует этнографический характер: пейзажи, бытовые сцены. У него нет томного эротизма, как у Энгра и Делакруа. Валерий Блохин просто пишет по вдохновению, под музыку, и в его аравийских полотнах выразилась полная свобода самовыражения.
Так же, как и сцены аравийского быта, интересны полотна, посвященные Китаю, Вьетнаму. Здесь можно видеть и вьетнамские лодки, до краев полные рыбой, и веерообразные паруса китайских джонок, и девушек на берегу Ганга, ополаскивающих из кружки длинные темные массы волос. Внимание привлекла двухчастная композиция с изображением реки, китайского мостика и прихотливого силуэта трех деревьев, все в золотистой гамме. Когда-то в Японии были широко известны золотые ширмы Огаты Корина. Реминисценции этого наследия чувствуются сразу.
Надо помнить, что у каждого мастера существует своя излюбленная цветовая гамма. В большинстве полотен Валерия Блохина превалирует торжество симфонии желтого цвета. То огромные плоскости шафранового песка перекрывают лица людей в сюжете с песчаной бурей, то желтеющие поля риса и вода Желтой реки выплеснулись на холсты. Налицо присутствие декоративного начала с использованием открытого форсированного цвета.
В отдельном маленьком зале Валерий Блохин представил свои наброски всадников, верблюдов, женских фигур, закутанных в хиджаб, сделанные кистью, чернилами, тушью. Сама культура этих рисунков обращена не к традиции рафинированного мирискуснического стилевого направления, а к традиции советской школы середины ХХ века: А. Ефанов, О. Верейский. В набросках присутствует дух репортажности, свободы, остановленного времени. Не было бы их, думалось бы, что художник использует фотографии. Но это не в укор. Просто у Блохина даже рисунки – отдельный вид станковой графики. Одним словом, Маэстро.
Вообще в России мало говорят об ориентализме. Многие искусствоведы изо всех сил боятся произносить, что русское искусство, как и русская жизнь, имеет крепкие азиатские корни. Порой мы забываем, что такие понятия, как «базар», «башмак», «кафтан», – это восточные понятия. И купола наших церквей, не похожие на шпили европейских соборов, скорее близки куполам Самарканда времен Тимура. Мы же Евразия. Кстати, на Западе востоковедение для историков начинается за Вислой в Польше. Наверное, потому произведения этого мастера интересны многим странам Европы. В каких только странах Европы не проходили его выставки. В общем, ориентализм – дело тонкое.
Валентина Чернова
Член Международной ассоциации искусствоведов, член Союза художников России.
Опубликовано в издании «Свежая газета. Культура» в № 12 (79) за 2015 год