События: , ,

Как это делают в столице? Самарский архитектор участвует в реновации московских переулков

31 июля 2015

11755806_921545781240307_3253467791583239415_n (1)

В столице активно проводят реновацию исторического центра. В одном из таких проектов по обновлению улицы Пятницкой и прилегающих переулков приняла участие Настя Рычкова — недавно самарский, а теперь столичный архитектор. Самкульт не мог не узнать у Насти, одного из авторов этого симпатичного, а главное, реализованного проекта: как это так хорошо получается?

На снимке: Москва, Черниговский переулок, ночь 27 июля.

Анастасия Рычкова, архитектор:

«…Это вся история с начала. Был организован воркшоп по Черниговскому и Обыденскому переулкам (Обыденский еще не начат). Я и мои коллеги поучаствовали в этом воркшопе, предложили идеи и сделали эскизный проект. В процессе отвалилось большинство участников и доделывали уже небольшой командой, делали буклеты, чертежи и общались с подрядчиком, который это воплощал. Ну, тут движущей силой выступил Департамент транспорта, у них административный и согласовательный ресурс. Все это стало возможным, когда туда пришли молодые кадры, которые выступают с инициативами, привлекают внимание к велодорожкам, переулкам, пешеходным пространствам. Сейчас в Москве волна переделок улиц в частично пешеходные, много внимания уделяется комфортной пешеходной и велосипедной среде. Общественность и жильцы уже были подготовлены предыдущими изменениями — примыкающая улица Пятницкая подверглась реконструкции и внимание привлекли прилегающие к ней переулки. Автолюбители сделали из них сплошную парковку,  и нашей задачей было придумать быстрые меры, чтобы в них завелась жизни и они присоединились к общественному пешеходному пространству. Всего было выделено три экспериментальных переулка, сейчас доделывается второй. Все, что на них делается, это временное благоустройство на 1 год.

10846465_833944306674830_8201119860441560483_n

Отчет объединения «Кафедра среды».

Черниговский переулок . Кто это всё придумал, зачем все это надо?

С начала августа Черниговский переулок станет белым и пешеходным. Долго ли это продлится – решать горожанам. Но, предвосхищая ряд вопросов, давайте поступательно разберемся, как было дело (далее –длинный текст; фотографии — заимствованные):

1. Департамент Транспорта (далее – Департамент), на сегодняшний день, один из наиболее прогрессивных департаментов в Москве. Да, он всё еще большой и не совсем поворотливый, но в нем завелись чрезвычайно неравнодушные и деятельные люди.

2. Например, Департамент действительно обрабатывает и реагирует на письма горожан. В одном из таких писем, содержалось предложение от жителей дома в Черниговском переулке, сделать их переулок пешеходным.

3. У Департамента есть специальная компьютерная программа, позволяющая моделировать движение на улицах. Обычно, при перекрытии улиц, программа выдает отрицательное влияние на трафик. В данном случае, как ни странно, программа показала, что перекрытие данного переулка для автотранспорта не только не повредит, но и немного улучшит автомобильную ситуацию в этом районе.

4. Здесь, деятельные люди из Департамента, решили не бросаться в омут с головой, а воспользоваться опытом западных коллег. Коллеги поступают разумно и аккуратно. Прежде чем приступать к капитальным преобразованиям с тратой больших бюджетных денег, проводится следующий эксперимент. Тратится совсем немного денег на устройство макета в натуральную величину, воссоздающего или очертания или задуманный функционал будущих решений. Такие эксперименты помогают оценить целесообразность изменений и собрать объективные отзывы горожан. Через некоторое время, по результатам эксперимента делаются выводы и принимаются соответствующие решения.

5. В рамках точно такого же предварительного эксперимента было решено поступить и с Черниговским переулком. Для этого переулок перекрывается, на нем расставляются некапитальные МАФы (малые архитектурные формы), создается пешеходная среда. Далее, смотрим на реакцию пользователей и то как живет окружение. Если что-то не складывается – анализируем ошибки. Понравилось – можно разрабатывать проект капитального благоустройства, проводить капитальные строительные работы и оставлять переулок пешеходным.

6. Естественно, не получится просто перекрыть переулок и сказать, что он теперь пешеходный. Пешеходному переулку нужна своя среда и свой функционал. Соответственно, необходим архитектурный проект, показывающий эту возможную среду. Но, поскольку весь проект с перекрытием экспериментальный и проводится у нас в стране в первый раз, проектирование тоже было решено провести «экспериментально».

11707545_833944346674826_8611031275242323323_n (2)

7. По стечению обстоятельств, именно в этот момент, деятельные представители Департамента транспорта знакомятся с архитекторами из бюро Megabudka. Бюро всегда занималось социальными проектами и для этих целей участники бюро совместно с Союзом Московских Архитекторов даже придумали отдельное образование – Кафедру*среды

8. Как функционирует Кафедра*среды? Для работы над проектом приглашаются архитекторы-волонтеры, которые в рамках вечерних воркшопов разрабатывают архитектурную концепцию на заданную тему. Занятия проходят под кураторством приглашенных архитекторов. В этот раз курировали проект непосредственно архитекторы бюро Megabudka, а архитекторами/авторами проекта стали (в алфавитном порядке):
Бирюкова Алина, Войнова Ирина, Губернаторов Кирилл, Кудрявцева Виктория, Могилевская Олеся, Мочалова Нина, Мочалова Аня, Панфёрова Марина, Родионова Анна, Романова Ольга, Рычкова Анастасия, Укропов Артем, Филиппова Анна, Шаталов Юрий.

9. Концепция Черниговского получилась следующая. Поскольку Пятницкая ул. стала активной и шумной, то отходящий от Пятницкой Черниговский переулок, на котором находятся действующие церкви и жилые дома, должен стать тихим. Чтобы место стало тихим, его можно насытить какой-то спокойной функцией. Например, сделать из переулка читальный зал: поставить полки для буккроссинга, а лавки сделать похожими на кресла (массивными, с подлокотниками и одинарными, чтобы не собиралась толпа).

10. Надо сказать, что концепция разрабатывалась летом 2014 г., в то время решетка забора, ограждающего церковное подворье, была забита фанерными щитами и пленкой. Предполагалось поставить книжные полки на цоколь ограды, тем самым задекорировав фанерные щиты.
Окончательное решение о внедрении концепции было принято только в начале следующего года. За это время забор отреставрировали (он стал красивым), а бюджет на реализацию экспериментального переулка урезали ( полка осталось только одна). В результате, после разговора с заместителем настоятеля храма, находящегося в этом переулке, было решено сделать полку для книг отдельно стоящей.

11754262_833967413339186_5594576334823050691_n

11. Следующая составляющая концепции – это цвет. Т.к. снимать асфальт и класть брусчатку в рамках эксперимента никто не собирался, а выделить пешеходную зону каким-то образом необходимо, было решено ввести цвет. Какой? Естественно цвет белокаменных церквей, находящихся на этом переулке. И лавки и озеленение также решено было сделать белыми. Озеленять переулок предполагалось белыми петуньями (в кадках), которые, по идеи, должны цвести до поздней осени.

12. Таким образом, концепция пешеходного Черниговского — Тихий и Белый переулок. Кстати, полную версию концепции можно скачать по ссылке –http://rghost.ru/8Rc48BBzT . Стоит учесть, что проект был выпущен на стадии проработанной концепции. Рабочих чертежей выпустить в заданные и без финансирования представлялось затруднительным. Подразумевалось, что подрядная организация самостоятельно разработает и утвердит с архитекторами рабочую документацию. По факту, из-за различных обстоятельств, этого так и не случилось.

13. Интересные моменты про покраску. В проекте переход от серого асфальта к белому предполагалось сделать в виде нарастающего градиента. Разметка было сделана верно, а с порядком заливки строители перепутали, причем в двух местах. Теперь, вместо первоначальной тонкой белой полосы, переулок начинается с толстенной белой полосы, а затем, где-то к середине правильный порядок восстанавливается. Странно, но на начальном этапе покраски ни один из 14 авторов этого не заметил.

14. Так как основная идея проекта – временные решения, призванные показать, будет ли данное место функционировать по запланированному сценарию, и при использовании которых можно было бы с лёгкостью вернуть переулок в его первоначальное состояние, то нецелесообразно было бы использовать дорогостоящие или долговечные материалы и конструкции. Поэтому для целей данного проекта была использована покраска существующего асфальтового покрытия краской по асфальту (а не специальным долговечным пластиком) и создание малых архитектурных форм из сосны (а не из лиственницы или дуба). При необходимости использованные решения легко трансформировать и демонтировать без больших трудозатрат.

15. На переулке архитекторы заложили небольшой амфитеатр, обращенный в сторону белокаменной церковной стены. Подразумевается, что на белой поверхности должно проецироваться немое ч/б видео образовательного или культурного содержания. Или возможно организовать выдачу наушников, чтобы не мешать окружающим. Для воплощения этого, естественно, должен найтись соответствующий оператор, который установит проектор, раздаст наушники и будет следить за порядком. А найдется он или нет на самом деле – покажет эксперимент. Стоит отметить, что никакого кощунства, ущемляющего чувства верующих в данном решении архитекторами не предполагается.

16. Сразу же после начала монтажа, в Департамент обратились те самые жители, которые и подавали заявку. Жители оказались не согласны, что переулок перекрыт не полностью, а только на 40%. Это, по их словам, создает внутренний транспортный коллапс, среду участвующих в движении жителей и желающих бесплатно припарковаться (это место одно из немногих, в котором не было установлено запрещающих бесплатную парковку знаков). После общения с представителями Департамента было решено направить официальное обращение с предложением ограничить движение на всем переулке.

17. Всё описанное здесь, всего лишь малая толика того, с какими проблемами пришлось столкнуться всем участвующим в данном проекте. Еще раз, хотим напомнить, что это ЭКСПЕРИМЕНТ, и основанием для принятия финального решения по данному переулку станет анализ того, как он повлияет на жизнь района и города. В любом случае, все (и Департамент и архитекторы) ждут ваших отзывов и предложений. Все готовы слушать и внимать.

11781695_833967693339158_8504786557491015157_n

Источник

Aviasales

  • 62
    Shares

2 комментария к “Как это делают в столице? Самарский архитектор участвует в реновации московских переулков

Оставьте комментарий