События: ,

Впечатления радужные и не очень

25 сентября 2015

8-1_2_Театр молодежи Нови Сад - А дедушка в костюме

В Самаре завершился VI Международный фестиваль национальных театров кукол «РАДУГА», организованный Самарским театром кукол при финансовой поддержке правительства Самарской области.

Особенную гордость создателей «Радуги» представляет обширная география фестиваля. За десять лет в нем приняли участие более 50 театров из России, стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Германии, Болгарии, Швеции, Нидерландов, Англии, Чехии, Португалии, Франции, Сербии. Одной из его главных задач организаторы называют знакомство с культурой народов Поволжья, России и других государств. Опыт этого года показал, что некоторые спектакли фестиваля служат скорее расширению географии, нежели знакомству с культурой.

Искусство требует жертв

Сложно сказать, стал бы спектакль иранского театра «Ария» «Возвращение к окраине звезд» более понятным, если бы зрителям переводили бесконечный монолог главного героя. Ясно одно: этого сделано не было. Перед началом публике рассказали, что единственное действующее лицо постановки – заключенный, попавший за решетку только из-за своего высокого роста. На пресс-конференции руководство театра предоставило еще немного информации: в Иране несправедливое тюремное заключение является распространенной проблемой.

Вряд ли зрители этого действа после просмотра озаботились проблемой нарушения прав иранских граждан. Скорее они были заняты тем, что старались забыть невнятные и грубые образы, которыми была наполнена постановка. Надеюсь, этот спектакль не стал первым опытом общения со сценой для маленьких зрителей (которые почему-то оказались в зале несмотря на то, что постановка для взрослых) и их представление о театре не будет строиться на основе увиденного там.

Другим спектаклем, который вызвал вопросы относительно причины его участия в фестивале, стал «Лунный свет». Постановка привезена из Египта, и на этом ее достоинства заканчиваются. Большие объемы непереведенного текста, не очень искусные артисты, работающие с куклами-марионетками, ростовые куклы ни к селу ни к городу и неясный сюжет сделали «Лунный свет» испытанием на терпение маленьких зрителей.

Старый добрый кукольный театр

Поскольку главная аудитория фестиваля «Радуга» – дети, очень удачными выглядели те спектакли, создатели которых не столько занимались поисками новых форм, сколько рассказывали зрителям интересную историю при помощи кукол. Такими точными попаданиями стали «Коза и Овца» Татарского государственного театра кукол «Экият», «Не все зайцы – кролики» Гомельского государственного театра кукол, «Аминбек» Башкирского государственного театра кукол, «Сказка о золотом скакуне» Чеченского государственного театра юного зрителя и «Волшебный сюлгам» Государственного театра кукол Республики Мордовия.

Колоритные сюжеты с яркой этнокультурной окраской позволили детям не просто следить за развитием событий, но и подспудно знакомиться с непривычными культурами: слышать экзотичные имена и названия, узнавать традиции и быт других народов.

Вглубь культур

Экспедицией вглубь культур стал спектакль-открытие фестиваля «Большое путешествие: драконы, демоны, герои» главного кукольного театра страны, носящего имя С. В. Образцова. В масштабном и красочном полотне нашлось место для Индии и Мексики, Китая и Вьетнама, Древней Греции и России. В спектакле, поставленном Екатериной Образцовой, были и тростевые куклы, и марионетки, и артисты в национальных костюмах. Может быть, не все части этого феерического действа, включающего сложные образы и сюжеты, были понятны маленьким зрителям, но переноситься из замка Фауста в центр шумной русской Масленицы было весело.

8-1_1_Государственный академический центральный театр кукол имени С.В. Образцова - Большое путешествие драконы, демоны, герои 1

Хозяева фестиваля, Самарский театр кукол, представили на суд зрителей свою недавнюю премьеру – «Басни Крылова, музыка Глинки». Спектакль в постановке той же Екатерины Образцовой соединяет высокие образцы литературы и музыки с интересными кукольными образами, за которыми любопытно наблюдать зрителям всех возрастов.

Эстетическим удовольствием стал индийский спектакль «Мушика катха (История мыши)». Яркие и оригинальные куклы (Ганеша, бог Солнца и др.) под индийскую музыку вели диалоги, смысл которых оперативно доносился до зрителей переводчиком. Танцы исполнительницы в национальном костюме гармонично закольцевали композицию спектакля.

Сербский спектакль «А дедушка в костюме?», говорящий с детьми о проблеме смерти на понятном им языке, к сожалению, не вызвал ажиотажа среди зрителей: заполнена была только треть зала. Обидно, ведь в постановке давались готовые формулировки для того, чтобы объяснить младшему члену семьи, почему ее состав изменился в сторону уменьшения. Удачно и оригинально выглядело и оформление спектакля – огромное пальто в центре сцены выступало в роли квартиры в целом и различных ее частей в зависимости от необходимости. Ключевые для раскрытия проблемы реплики актеры произносили на русском, бытовые диалоги велись на сербском языке, что позволило прикоснуться к культуре другой страны без ущерба для понимания истории.

На закрытии «Радуги» был показан самый титулованный спектакль фестиваля, обладатель премии «Золотая Маска» в области режиссуры – «Под вечным светом кумалана» Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр». Простой сюжет показался затянутым в силу того, что говорили персонажи исключительно на родном языке. В итоге дети потеряли терпение и не все смогли досидеть до конца этого самобытного спектакля, главными героями которого стали соседи по тайге – люди и животные. По дороге домой родители объясняли детям, что персонажи постановки – буряты (о которых они не знают ничего), а не, например, североамериканские индейцы (которых они знают куда лучше), а значит, приобщение к культуре других народов в этом случае также состоялось.

Всё просто – талант

Жемчужиной фестиваля можно назвать постановку португальского актера и режиссера Диаша Мануэля Коста «Куклы моей жизни». Когда после окончания спектакля организаторы предложили детям сфотографироваться с куклами, возникло недоумение: а с чем тут фотографироваться-то? Несколько шалей и платков, лицо пупса, парики, скорее похожие на паклю, нежели на волосы, безвольно свисающие со стульев отдельные ноги и руки…

8-1_3_Мануэль Коста Диас  Investigagao de Formas Animadas - Куклы моей жизни

Не верится, что все это только что пело, танцевало, грустило, веселилось и любило. Как же получается, что вся эта куча хлама оживает и не вызывает сомнений в своей органичности? Ответ прост: талант главного исполнителя. Он вкладывает в персонажи свои душу и сердце, скромно оставаясь на втором плане. Эмоции выражают куклы, артист лишь отражает их – не дублирует, не объясняет, а партнерствует им тонко и эмоционально, вовсе уходя в тень, когда это необходимо.

Именно это – необъяснимое превращение неживого в живое, рождение образов, казалось бы, из ниоткуда – называется истинным искусством. И за встречу с ним самарские зрители должны сказать огромное спасибо фестивалю «Радуга».

Маргарита Прасковьина

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 14-15 (81-82), сентябрь 2015 года

pNa

Оставьте комментарий