События: ,

Театр, где играют по твоему сценарию

5 октября 2015

19-1_Фествиаль

Что такое театр, основанный на импровизации, сторителлинге и психодраме, зрители смогли понять на втором фестивале playback-театров. Труппы из Самары, Тольятти и Уфы разыгрывали только что рассказанные истории на сцене. Playback в Самаре делает первые шаги, но публика уже начинает симпатизировать этому явлению.

«Кто готов поделиться своей историей?» – обращается к залу ведущий перформанса. На второй фестиваль playback-театров в интерактив-кафе «Вкус жизни» пришло человек 50, по местным меркам – аншлаг. Большинство зрителей знали заранее, что сейчас от них потребуют рассказов по теме «Встреча», но затаились.

Первой пошла рассказчица из «своих» и поведала историю о встрече с настоящим искусством – о походе в оперный театр. Заиграла музыка, актеры тольяттинского playback-театра «Кураж» в жанре «живой скульптуры» постарались изобразить эту историю, акцентируясь на предполагаемых эмоциях рассказчика. Публика оживилась. Оказывается, рассказывать о своих чувствах не так страшно.

Одна дама набралась смелости и пошла визуализировать свой сторителлинг о детских воспоминаниях про вкусные бабушкины драники. Актеры сымпровизировали и это. Зрительный зал начал готовить подвох: «А покажите встречу со зрителем! Как мы выглядим со сцены?» – коварно вопрошал следующий рассказчик. Актеры, наконец-то осмелившись на иронию, выдали набор стереотипных образов зрителей. Смех, восторг, полное доверие. Пошли длинные личные истории.

Но вот тольяттинский театр раскланялся, и на сцене появился уфимский – «Старые друзья». Им заново пришлось завоевывать доверие зала, и сделали они это довольно легко. Каждая история была проиграна с элементами сатиры – иронии, пародии, юмора. Здесь актеры не побоялись подтолкнуть рассказчика к выводу, а не просто визуализировать текст истории. Например, девушку, которая жаловалась, что ее лучшая подруга «неправильно» вышла замуж, представили в образе эгоистки, думающей только о себе. Наверное, на это можно было бы и обидеться, но все было проиграно с юмором, и рассказчица потом еще долго благодарила актеров, признавая их правоту.

Чтобы сбавить градус эмоций, был объявлен антракт. Публика и актеры потянулись за чаем и печеньем. Следующий, самарский театр Playback уже встречали в уютной, можно сказать, застольной обстановке: расслабленные зрители утонули в мягких диванах с кружками горячего чая в предвкушении личных и очень личных историй. Начались рассказы минут на 10. Через весь фестиваль тянувшаяся нить темы «встреча с самим собой» достигала апогея. Пошли романтические истории из семейной жизни. Удачно, что среди актеров на сцене появился единственный мужчина. Он стойко примерял образы «простоватых» мужей. Но лимит фестивального времени был исчерпан, и зрители потянулись к актерам со словами личной благодарности.

Может, слово «фестиваль» для этого мероприятия пока слишком громкое, здесь скорее встреча друзей и заинтересованных. Большая часть публики – психологи, психиатры, психотерапевты – профессионалы, которые иногда используют технологии playback-театра для работы с пациентами. Они с удовольствием обмениваются визитками с актерами.

Playback выходит за рамки театрального искусства и упорно стремится к социальной сфере жизни. В Америке, где зарождались основы этого явления, playback, в основном, – социальный театр. Повторное переживание, взгляд со стороны, самовыражение – попытка решить сложные проблемы: межнациональные конфликты, семейное насилие, адаптация заключенных.

В России playback только ищет свое направление. В Самаре и Тольятти театры совсем молодые. Для них цель пока – познакомиться со своим зрителем. Сейчас здесь главное – развлечение, построенное на эффекте узнавания. Зритель учится рассказывать истории, а актер учится разговаривать со зрителем. Театр и зритель учатся доверять друг другу.

Пока в зрелищности playback проигрывает: зритель стесняется да и не умеет рассказывать истории, а актер боится обидеть зрителя и просто визуализирует текст повествования. Но уже и в Самаре есть свои счастливые случаи взаимопонимания актеров и зрителей. Например, театральная импровизация жизненного рассказа об измене мужа заставила жену отозвать документы о разводе. Когда она увидела, как тяжело ее муж переживает этот перформанс, она поняла степень его раскаяния и страдания и простила. Семья живет дружно и счастливо. Наверняка подобных удачных примеров у театра впереди еще множество. Этим искусством занимаются искренние и увлеченные люди, которые смогут поставить это направление в городе на серьезный уровень. И наверняка следующий фестиваль станет более масштабным.

Ксения Гаранина

Фото автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета»,

№ 14-15 (81-82), сентябрь 2015 года

pNa

Оставьте комментарий