XV фестиваль Аллы Шелест посвящен симфонии в балете и 175-летию Чайковского

шелест

«Ведь балет – та же симфония».

П. Чайковский

К какому бы жанру Чайковский ни обращался – всюду он сказал новое слово. В историю балетного театра он вошел как реформатор, коренным образом изменивший качество балетной музыки и ее роль в драматургии спектакля.

Уже первый отзыв в прессе об «Озере лебедей», принадлежащий Герману Ларошу, содержит высказывание: «По музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда-нибудь слышал… Музыка «Лебединого озера» вполне популярна: то, что немудреные любители прозвали «мотивами», находится в ней никак не в меньшем, а скорее в большем изобилии, чем в любом балете… с легкостью, которой никто бы не предположил у ученого автора стольких опер, симфоний, квартетов и увертюр, г. Чайковский подметил особенности балетного стиля и, приноравливаясь к ним, снова выказал ту гибкость, которая составляет одно из драгоценнейших достояний творческого таланта».

Музыка в балетах Чайковского стала важнейшим компонентом, воздействующим на хореографию и определяющим новые принципы танцевального действия.

Все три балета Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – написаны на сказочно-фантастические сюжеты. Однако они раскрывают реальные драматические коллизии, а главное – полноту и напряженность духовной жизни человека. В каждом из них композитор сознательно использовал все богатство традиционных балетных форм и жанров, насытив их глубоким музыкальным содержанием и симфоническим развитием.

***

Первая постановка «Лебединого озера» в Большом театре, осуществленная в 1877 году чешским балетмейстером Ю. Рейзингером, обернулась неудачей. И только почти через двадцать лет, в 1895 году в Петербурге, балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа сумели найти хореографическое решение, соответствующее уровню музыкального развития произведения.

Marius_Ivanovich_Petipa_-Feb._14_1898

Мариус Иванович Петипа

Хореографы услышали в музыке Чайковского голос времени и создали спектакль, который почти полтора столетия не сходит со всех балетных сцен мира. Причем II и IV акты танцуются только в тщательно сохраняемой хореографии Льва Иванова, занявшей почетное место среди таких шедевров, как «Тени» в «Баядерке», «Виллисы» в «Жизели».

Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь.

***

Сценарный план «Спящей красавицы» на основе сказки Ш. Перро был предложен композитору директором императорских театров И. Всеволожским. Охотно откликнулся на этот заказ М. Петипа, предчувствовавший новый этап развития как в своем творчестве, так и в хореографическом искусстве в целом.

Творческий подъем сопутствовал и Чайковскому. По его словам, он стремился создать «жанровый шедевр» с музыкой, по глубине и содержательности равноценной опере и симфонии.

2006ah1068_photograph_swan_lake_ballet_russes

«Спящая красавица» рождалась как хореографическая симфония. Партитура нового балета помогла Петипа перевести в новый идейно-философский план опыты симфонизации балетного танца. Композитор и хореограф работали как художники-единомышленники. И оба – гении.

Каждый акт балета был, как часть симфонии, замкнут по форме и мог существовать отдельно. Но каждый выражал и одну из сторон общей идеи, а потому, как часть симфонии, мог быть оценен лишь в связи с другими актами. Сценическое действие «Спящей красавицы» внешне повторяло план сценария, но рядом с кульминациями сюжета и, по сути, тесня их, возникли новые вершины – музыкально-танцевального действия.

Симфоническая образность танца была, наконец, обретена в содружестве с великим композитором-симфонистом. «Спящая красавица» в яркой и плодотворной творческой жизни русского француза, несмотря на ценность последующих работ, осталась непревзойденной. И даже спустя 125 лет – в мировом балете.

***

Успех окрылил сопостановщиков, и вскоре Всеволожский предложил Петипа для сценарной разработки либретто «Щелкунчика» по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» с приглашением П. Чайковского в качестве композитора.

По времени музыка создавалась композитором между «Пиковой дамой» и Шестой симфонией, что не могло не сказаться на особенностях симфонизма «Щелкунчика».

В нем впервые появляется новая для балета образная сфера – острая характерность образа Дроссельмейера и мышиного царства, вносящая оттенок жуткости и ироничности.

Широким симфоническим развитием насыщены танцы-действия. Соседство с оперным и симфоническим шедеврами Чайковского сказалось в наличии скрытого и внезапно выявленного трагизма в мощной кульминации II акта.

Ко времени постановки «Щелкунчика» М. Петипа сильно заболел, и его в срочном порядке заменил второй балетмейстер, 60-летний Лев Иванов, обнаруживший себя крупнейшим художником. Для Иванова-хореографа музыка Чайковского была не служанкой –аккомпанементом балета, а хозяйкой, определяющей сущность образа.

Иванов достиг подлинно новаторских результатов. О вальсе снежных хлопьев в конце I акта критик Аким Волынский писал, что «он был разработан балетмейстером с такою графической правильностью, с такою гармонической цельностью, что глазу легко воспринимать его во всех деталях». Вальс создавал образ волшебного сна зимней природы.

***

Вслед за Чайковским балетная музыка на рубеже XIX и XX веков не только поднялась до уровня оперы и симфоний, но временами опережала эти жанры – в творчестве А. Глазунова, И. Стравинского, С. Прокофьева.

Русский балет занимает лидирующие позиции в мировой хореографии. Но роль П. И. Чайковского не ограничилась созданием трех великих балетов, имеющихся сегодня в репертуаре всех наиболее значимых театров мира.

До сих пор ведущие хореографы мира – Джон Ноймайер, Матс Эк, Юрий Григорович, Начо Дуато – вновь и вновь обращаются к музыке триады великих творений и с разной степенью успешности предлагают свой хореографический эквивалент спектакля.

В XX веке симфоническая музыка композитора послужила основанием для создания новых балетов. Увертюры-фантазии в разные годы в разных странах воплощали С. Лифарь, Л. Якобсон, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, Н. Долгушин («Ромео и Джульетта»); М. Фокин, К. Боярский, С. Лифарь, А. Чичинадзе, Ю. Т. Жданов, Н. Данилова («Франческа да Римини»); Р. Нуреев («Манфред»); Н. Долгушин («Гамлет»); Дж. Баланчин, Р. Пети, Б. Эйфман (Шестая симфония).

На музыку Третьей симфонии создавал свои балеты Дж. Баланчин, на музыку к «Весенней сказке» А. Островского полнометражные балеты «Снегурочка» были поставлены в Мариинском театре (Ф. Лопухов), театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (В. Бурмейстер), в Куйбышеве (Н. Данилова).

Привлекала хореографов и инструментальная музыка Чайковского. Хореографические эквиваленты получили Первый и Второй фортепианные концерты (Б. Нижинская, Дж. Баланчин), Вариации на тему рококо (А. Мирошниченко), «Итальянское каприччио» (Ф. Лопухов), фортепианный цикл «Времена года» (М. Фокин, Ф. Лопухов, И. Чернышев).

***

Интерес к музыке Чайковского в балете не уменьшается и в наши дни. Неслучайно наш XV Фестиваль классического балета открывается премьерой «Серенады» в оригинальной хореографии Кирилла Шморгонера, отважно решившегося продолжить поиски предшественников – Михаила Фокина, Константина Боярского, Джорджа Баланчина.

175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского – одного из самых любимых и самого исполняемого на планете композитора – совпало со знаковой датой нашего фестиваля. Учитывая значительный вклад великой балерины в сценическую интерпретацию образов балетов Чайковского – Феи Сирени и Авроры в «Спящей красавице», Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», – мы сочли возможным посвятить фестиваль симфонии в балете.

Программа XV Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест

Танцесимфония

К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского

23 октября, 18:30

Открытие фестиваля

I отделение

Серенада

Балет на музыку П. Чайковского

Хореография и постановка – Кирилл Шморгонер

Художник – Елена Соловьева

Дирижер – Александр Шамеев

II отделение

Фрагменты из спектаклей и хореографические номера

балетмейстеров М. Петипа, В. Вайнонена, И. Чернышева, К. Шморгонера

Участвуют: солисты Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Крапивина и Георги Смилевски, солисты Мариинского театра Мария Ширинкина и Владимир Шкляров, солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета

3Shklyaro_687x450

Премьер Мариинки и звезда фестиваля — Владимир Шкляров.

25 октября, 18:30

П. Чайковский

Лебединое озеро

Балет в 3 действиях

Либретто В. Бегичева и В. Гельцера

Хореография Л. Иванова, М. Петипа, К. Сергеева, А. Мессерера, А. Шелест, И. Чернышева

Балетмейстер-постановщик – Кирилл Шморгонер

Художник – Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург)

Дирижер – Евгений Хохлов

Одетта-Одиллия – Ксения Овчинникова

Зигфрид – Владимир Шкляров (Мариинский театр)

Ротбарт – Дмитрий Пономарев

 

28 октября, 18:30

П. Чайковский

Спящая красавица

Балет в 2 действиях с прологом

Либретто И. Всеволожского и М. Петипа по мотивам сказки Ш. Перро

Хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева

Балетмейстер-постановщик – Габриэлла Комлева (Санкт-Петербург)

Художник – Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург)

Дирижер – Евгений Хохлов

Аврора – Евгения Образцова (Большой театр)

Дезире – Денис Родькин (Большой театр)

Фея Сирени – Аделия Галиахметова

Голубая птица – Виктор Мулыгин

Флорина – Екатерина Первушина

 

30 октября, 18:30

Гала-концерт

Фрагменты из спектаклей и хореографические номера

балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, Н. Дуато, Ю. Григоровича, К. Шморгонера

Участвуют: солисты Большого академического театра России Евгения Образцова и Денис Родькин (Большой театр), солисты Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов, солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета

Дирижер – Александр Анисимов

 

31 октября, 18:30

П. Чайковский

Щелкунчик

Балет в 2 действиях

Либретто М. Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Хореография и постановка – Кирилл Шморгонер

Дирижер-постановщик – Александр Анисимов

Художник-постановщик – Мария Вольская (Москва)

Маша – Екатерина Первушина

Принц – Виктор Мулыгин

 

 

Светлана Хумарьян

 Театровед, заслуженный работник культуры России, автор идеи и руководитель проекта.

Фото из архива автора
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *