«Ведь балет – та же симфония».
П. Чайковский
К какому бы жанру Чайковский ни обращался – всюду он сказал новое слово. В историю балетного театра он вошел как реформатор, коренным образом изменивший качество балетной музыки и ее роль в драматургии спектакля.
Уже первый отзыв в прессе об «Озере лебедей», принадлежащий Герману Ларошу, содержит высказывание: «По музыке «Лебединое озеро» – лучший балет, который я когда-нибудь слышал… Музыка «Лебединого озера» вполне популярна: то, что немудреные любители прозвали «мотивами», находится в ней никак не в меньшем, а скорее в большем изобилии, чем в любом балете… с легкостью, которой никто бы не предположил у ученого автора стольких опер, симфоний, квартетов и увертюр, г. Чайковский подметил особенности балетного стиля и, приноравливаясь к ним, снова выказал ту гибкость, которая составляет одно из драгоценнейших достояний творческого таланта».
Музыка в балетах Чайковского стала важнейшим компонентом, воздействующим на хореографию и определяющим новые принципы танцевального действия.
Все три балета Чайковского – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» – написаны на сказочно-фантастические сюжеты. Однако они раскрывают реальные драматические коллизии, а главное – полноту и напряженность духовной жизни человека. В каждом из них композитор сознательно использовал все богатство традиционных балетных форм и жанров, насытив их глубоким музыкальным содержанием и симфоническим развитием.
***
Первая постановка «Лебединого озера» в Большом театре, осуществленная в 1877 году чешским балетмейстером Ю. Рейзингером, обернулась неудачей. И только почти через двадцать лет, в 1895 году в Петербурге, балетмейстеры Лев Иванов и Мариус Петипа сумели найти хореографическое решение, соответствующее уровню музыкального развития произведения.
Мариус Иванович Петипа
Хореографы услышали в музыке Чайковского голос времени и создали спектакль, который почти полтора столетия не сходит со всех балетных сцен мира. Причем II и IV акты танцуются только в тщательно сохраняемой хореографии Льва Иванова, занявшей почетное место среди таких шедевров, как «Тени» в «Баядерке», «Виллисы» в «Жизели».
Новым для русского балета стал образ принца Зигфрида. Впервые в русском балете был создан мужской образ (а не только танец) героя, проходящего через испытания, страдания, бросающего вызов судьбе и борющегося за свою любовь.
***
Сценарный план «Спящей красавицы» на основе сказки Ш. Перро был предложен композитору директором императорских театров И. Всеволожским. Охотно откликнулся на этот заказ М. Петипа, предчувствовавший новый этап развития как в своем творчестве, так и в хореографическом искусстве в целом.
Творческий подъем сопутствовал и Чайковскому. По его словам, он стремился создать «жанровый шедевр» с музыкой, по глубине и содержательности равноценной опере и симфонии.
«Спящая красавица» рождалась как хореографическая симфония. Партитура нового балета помогла Петипа перевести в новый идейно-философский план опыты симфонизации балетного танца. Композитор и хореограф работали как художники-единомышленники. И оба – гении.
Каждый акт балета был, как часть симфонии, замкнут по форме и мог существовать отдельно. Но каждый выражал и одну из сторон общей идеи, а потому, как часть симфонии, мог быть оценен лишь в связи с другими актами. Сценическое действие «Спящей красавицы» внешне повторяло план сценария, но рядом с кульминациями сюжета и, по сути, тесня их, возникли новые вершины – музыкально-танцевального действия.
Симфоническая образность танца была, наконец, обретена в содружестве с великим композитором-симфонистом. «Спящая красавица» в яркой и плодотворной творческой жизни русского француза, несмотря на ценность последующих работ, осталась непревзойденной. И даже спустя 125 лет – в мировом балете.
***
Успех окрылил сопостановщиков, и вскоре Всеволожский предложил Петипа для сценарной разработки либретто «Щелкунчика» по сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» с приглашением П. Чайковского в качестве композитора.
По времени музыка создавалась композитором между «Пиковой дамой» и Шестой симфонией, что не могло не сказаться на особенностях симфонизма «Щелкунчика».
В нем впервые появляется новая для балета образная сфера – острая характерность образа Дроссельмейера и мышиного царства, вносящая оттенок жуткости и ироничности.
Широким симфоническим развитием насыщены танцы-действия. Соседство с оперным и симфоническим шедеврами Чайковского сказалось в наличии скрытого и внезапно выявленного трагизма в мощной кульминации II акта.
Ко времени постановки «Щелкунчика» М. Петипа сильно заболел, и его в срочном порядке заменил второй балетмейстер, 60-летний Лев Иванов, обнаруживший себя крупнейшим художником. Для Иванова-хореографа музыка Чайковского была не служанкой –аккомпанементом балета, а хозяйкой, определяющей сущность образа.
Иванов достиг подлинно новаторских результатов. О вальсе снежных хлопьев в конце I акта критик Аким Волынский писал, что «он был разработан балетмейстером с такою графической правильностью, с такою гармонической цельностью, что глазу легко воспринимать его во всех деталях». Вальс создавал образ волшебного сна зимней природы.
***
Вслед за Чайковским балетная музыка на рубеже XIX и XX веков не только поднялась до уровня оперы и симфоний, но временами опережала эти жанры – в творчестве А. Глазунова, И. Стравинского, С. Прокофьева.
Русский балет занимает лидирующие позиции в мировой хореографии. Но роль П. И. Чайковского не ограничилась созданием трех великих балетов, имеющихся сегодня в репертуаре всех наиболее значимых театров мира.
До сих пор ведущие хореографы мира – Джон Ноймайер, Матс Эк, Юрий Григорович, Начо Дуато – вновь и вновь обращаются к музыке триады великих творений и с разной степенью успешности предлагают свой хореографический эквивалент спектакля.
В XX веке симфоническая музыка композитора послужила основанием для создания новых балетов. Увертюры-фантазии в разные годы в разных странах воплощали С. Лифарь, Л. Якобсон, Н. Рыженко, В. Смирнов-Голованов, Н. Долгушин («Ромео и Джульетта»); М. Фокин, К. Боярский, С. Лифарь, А. Чичинадзе, Ю. Т. Жданов, Н. Данилова («Франческа да Римини»); Р. Нуреев («Манфред»); Н. Долгушин («Гамлет»); Дж. Баланчин, Р. Пети, Б. Эйфман (Шестая симфония).
На музыку Третьей симфонии создавал свои балеты Дж. Баланчин, на музыку к «Весенней сказке» А. Островского полнометражные балеты «Снегурочка» были поставлены в Мариинском театре (Ф. Лопухов), театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (В. Бурмейстер), в Куйбышеве (Н. Данилова).
Привлекала хореографов и инструментальная музыка Чайковского. Хореографические эквиваленты получили Первый и Второй фортепианные концерты (Б. Нижинская, Дж. Баланчин), Вариации на тему рококо (А. Мирошниченко), «Итальянское каприччио» (Ф. Лопухов), фортепианный цикл «Времена года» (М. Фокин, Ф. Лопухов, И. Чернышев).
***
Интерес к музыке Чайковского в балете не уменьшается и в наши дни. Неслучайно наш XV Фестиваль классического балета открывается премьерой «Серенады» в оригинальной хореографии Кирилла Шморгонера, отважно решившегося продолжить поиски предшественников – Михаила Фокина, Константина Боярского, Джорджа Баланчина.
175-летие со дня рождения Петра Ильича Чайковского – одного из самых любимых и самого исполняемого на планете композитора – совпало со знаковой датой нашего фестиваля. Учитывая значительный вклад великой балерины в сценическую интерпретацию образов балетов Чайковского – Феи Сирени и Авроры в «Спящей красавице», Одетты-Одиллии в «Лебедином озере», – мы сочли возможным посвятить фестиваль симфонии в балете.
Программа XV Фестиваля классического балета имени Аллы Шелест
Танцесимфония
К 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского
23 октября, 18:30
Открытие фестиваля
I отделение
Серенада
Балет на музыку П. Чайковского
Хореография и постановка – Кирилл Шморгонер
Художник – Елена Соловьева
Дирижер – Александр Шамеев
II отделение
Фрагменты из спектаклей и хореографические номера
балетмейстеров М. Петипа, В. Вайнонена, И. Чернышева, К. Шморгонера
Участвуют: солисты Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Крапивина и Георги Смилевски, солисты Мариинского театра Мария Ширинкина и Владимир Шкляров, солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета
Премьер Мариинки и звезда фестиваля — Владимир Шкляров.
25 октября, 18:30
П. Чайковский
Лебединое озеро
Балет в 3 действиях
Либретто В. Бегичева и В. Гельцера
Хореография Л. Иванова, М. Петипа, К. Сергеева, А. Мессерера, А. Шелест, И. Чернышева
Балетмейстер-постановщик – Кирилл Шморгонер
Художник – Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург)
Дирижер – Евгений Хохлов
Одетта-Одиллия – Ксения Овчинникова
Зигфрид – Владимир Шкляров (Мариинский театр)
Ротбарт – Дмитрий Пономарев
28 октября, 18:30
П. Чайковский
Спящая красавица
Балет в 2 действиях с прологом
Либретто И. Всеволожского и М. Петипа по мотивам сказки Ш. Перро
Хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева
Балетмейстер-постановщик – Габриэлла Комлева (Санкт-Петербург)
Художник – Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург)
Дирижер – Евгений Хохлов
Аврора – Евгения Образцова (Большой театр)
Дезире – Денис Родькин (Большой театр)
Фея Сирени – Аделия Галиахметова
Голубая птица – Виктор Мулыгин
Флорина – Екатерина Первушина
30 октября, 18:30
Гала-концерт
Фрагменты из спектаклей и хореографические номера
балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, Н. Дуато, Ю. Григоровича, К. Шморгонера
Участвуют: солисты Большого академического театра России Евгения Образцова и Денис Родькин (Большой театр), солисты Михайловского театра Ирина Перрен и Марат Шемиунов, солисты и артисты балета Самарского академического театра оперы и балета
Дирижер – Александр Анисимов
31 октября, 18:30
П. Чайковский
Щелкунчик
Балет в 2 действиях
Либретто М. Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Хореография и постановка – Кирилл Шморгонер
Дирижер-постановщик – Александр Анисимов
Художник-постановщик – Мария Вольская (Москва)
Маша – Екатерина Первушина
Принц – Виктор Мулыгин
Светлана Хумарьян
Театровед, заслуженный работник культуры России, автор идеи и руководитель проекта.
Фото из архива автора
Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год