Навигация по анимации, или Путешествие с «Кроком»

WP_20150924_10_19_41_Pro

«КРОК» – один из самых известных и популярных мировых фестивалей анимации, который традиционно проходит на борту теплохода.

Наступивший октябрь, помимо резкого похолодания, принес мне лично окончание отпускных дней и внезапное осознание того, что за прошедший месяц я каким-то невероятным образом сумела приобщиться к невероятному количеству водных пространств. Канал имени Москвы, Волга (вне пределов Самары), Рыбинское водохранилище, река Шексна, Белое озеро (то, что в Вологодской области), река Вытегра, Онежское озеро, река Свирь, Ладога и, наконец, Нева со всеми вытекающими последовательно «нанизались» на одно-единственное путешествие. Имя ему – XXII Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК».

«КРОК» – один из самых известных и популярных мировых фестивалей анимации, который традиционно проходит на борту теплохода. На этот раз фестивальный курс лежал из Москвы в Санкт-Петербург с несколькими остановками. Команда, как всегда, подобралась завидная: Юрий Норштейн, по совместительству являющийся почетным президентом фестиваля; «оскароносец» Александр Петров; Игорь Ковалев – друг Александра Татарского, создавший с ним легендарную студию Pilot; классики российской анимации Иван Максимов, Константин Бронзит и Михаил Алдашин. Плюс целый ряд замечательных творческих личностей, авторов фильмов конкурсной программы и, конечно же, оргкомитет во главе с бессменным директором фестиваля Ириной Капличной.

Как говорил капитан Врунгель, «навигация – наука неточная. Для того чтобы вполне овладеть ею, необходим личный опыт продолжительного практического плавания». То же определение справедливо и по отношению к анимационному кино. «КРОК» дает прекрасную возможность совместить навигацию с анимацией, хотя порой один процесс слегка «наслаивается» на другой, и приходится выбирать между просмотром фильмов, прогулкой по берегу и возможностью поспать часок-другой, поскольку жизнь на теплоходе бурлит круглосуточно.

Однако обо всем по порядку. Церемония открытия фестиваля состоялась еще до отплытия теплохода в московском Доме кино: непринужденный конферанс Вадима Жука, сбивающий возможный пафос; концертные номера, не имеющие никакого отношения к анимации, но позволяющие иностранным участникам сразу прочувствовать разгульную атмосферу «КРОКа»; а также показ фильмов из разных фестивальных номинаций. Последнее стало нелегким испытанием для неискушенного зрителя, поскольку некоторые ленты оказались, так скажем, уж слишком авторскими.

Задорно скачущая сосиска из корейского фильма «Гюнтер» всколыхнула в зале волну нервного смеха, но длинный эстонский фильм «Хозяин» Рихо Унта на тему «в общем, все умерли» сильно подкосил праздничное настроение. Положение спасли «Совы нежные» – музыкальный клип, ранее собравший кучу просмотров в Интернете.

В конкурсной программе первого дня плавания был показан любопытный фильм китайского режиссера Цзе Шэня «Заикание». В течение трех минут персонаж на экране пытался произнести фразу «Я – заика!» (на китайском, разумеется). Удачно просчитанный темпоритм ленты заставил зрителей сначала слегка посмеиваться, а к финалу фильма уже хохотать в голос. Тем удивительнее было узнать, что сам режиссер на комический эффект не рассчитывал и даже был удивлен таким восприятием фильма.

Забавно-ассоциативной оказалась и лента «Ту-ту» живущего ныне в Колумбии нашего соотечественника Алексея Будовского. В кадре – лишь черные силуэты, движущиеся под музыку, но в мозгу внезапно всплывают вполне определенные образы и ситуации, в частности – мем Венички Ерофеева «…и немедленно выпил!». Кстати, поскольку конкурсная программа «КРОКа» в целом насчитывала аж 177 фильмов из 44 стран, рассказать обо всех – даже «зацепивших» не представляется возможным, то же касается людей и событий. Простите те, кто не будут упомянуты!

12079653_10205106376680436_1615242557915646291_n

12143323_10205106490003269_8265053524786556907_n

12033062_903838223017986_3279767366485960796_n

12039552_10207783612536417_8629940918978522597_n

1925353_10205106393360853_4430157980083112263_n

WP_20150922_13_26_14_Pro

12049336_10205078946514699_3941605012392638571_n

12043189_10205079016516449_5864664186523811068_n

12079248_10205106383920617_7529986413549361004_n

12049475_10205079009236267_266930963566163443_n

12096067_10205079218001486_2847167012917632274_n

Следующий день подарил участникам фестиваля возможность прогуляться по сосновым аллеям наукограда Дубна. Конечно, встретивший нас берег уже не был похож на тот, где 77 лет назад снимали комедию «Волга-Волга». Зато городские памятники оказались весьма любопытны: скульптурная композиция, запечатлевшая беседу физиков Джелепова и Понтекорво, где второй стоит с велосипедом; или памятник Владимиру Высоцкому, на плечо которому кто-то примостил игрушечную собачку; или же аллея мозаичных панно Нади Леже, где нелогично соседствовали Петр Чайковский, Зоя Космодемьянская и Максим Горький.

Одной из самых симпатичных лент конкурсной программы в тот день стал фильм Юлии Ароновой «Раз, два, tree» о дереве, которому надоело стоять на месте, и оно решило немного прогуляться. Эта работа была наполнена таким добрым юмором, что захотелось собрать всех детей в округе и усадить их смотреть и приобщаться.

Кстати, «КРОК» и дети – «особая песня». Разновозрастные, растущие вместе с фестивалем, а некоторые – простите за интимную деталь! – на нем и зачатые, они целыми днями носились по всем палубам одновременно, каким-то образом успевая участвовать в происходящих творческих процессах. Помню, как на позапрошлом «КРОКе» пробегающее мимо меня дитя мужеского пола вдруг притормозило с вопросом: «Женщина, это вы с нами вчера играли в «Диксит»?» (замечу – интеллектуальную игру, требующую хорошего ассоциативного мышления). И, получив положительный ответ, с гиканьем умчалось дальше скакать по палубе.

На третий день «Константин Симонов» причалил в Череповце. Для меня этот город в первую очередь – родина рок-поэта Александра Башлачева. Поэтому, выйдя на берег, я зацепила вопросом уходящих с борта местных журналистов: далеко ли от причала до здания филармонии, где недавно установили бюст СашБаша? Слово за слово, и новые знакомые Вера и Сергей отвезли меня в итоге сначала к дому на улице Милютина, где Башлачев провел свои детство и юность, а потом и к его бюсту, за что я им бесконечно благодарна!

Конкурсная программа дня подарила пугающую и забавную французскую ленту «Буря в куртке» (всем советую!), краткое содержание которой можно легко пересказать фразой «Маразм крепчал!». Для тех, кто знаком с сериалом The Big Bang Theory, могу сформулировать чуть подробнее: как «самый страшный сон Шелдона Купера».

Вечером на фестивале состоялась киновечеринка анимационных юбиляров, выстроенная в духе советской телепрограммы «От всей души», главными героями которой стали «Вовка в тридевятом царстве» (50 лет на экране!), «Винни-Пух» и «Ну, погоди!» (45 лет!) и «Ежик в тумане», которому стукнуло сорок!

Фестивальное расписание включало мастер-классы членов жюри, показ феминистского фильма Сигне Баумане «Камни в моих карманах» и главное событие «КРОКа» – карнавал. За час до его начала я застала пресс-атташе фестиваля Сережу Капкова (не путать с бывшим министром!) печально восседающим на барном табурете: он пытался придумать костюм для карнавального выступления. Учитывая его шедевры прошлых лет – к примеру, «Баба-на-чайник-2011» – задача была не из легких! Не знаю, как ему удалось, но спустя шестьдесят минут Сергей уже блистал как минимум в трех карнавальных номерах. Однако главный восторг собравшихся (во всяком случае, прекрасной половины фестиваля) в этот раз вызвало трио стриптизеров, возглавляемое режиссером Мауро Карраро, который умудряется удачно сочетать разбивание женских сердец с созданием первоклассной анимации.

На подступах к Санкт-Петербургу наш теплоход вошел в столь густой туман, что пришлось надолго остановиться и ожидать прояснения. Фотографируя молочный дым за бортом, я встретила на палубе Норштейна: «Это вы наколдовали, Юрий Борисович?» – «Если б я мог!» – то ли посетовал, то ли пошутил создатель «Ежика в тумане». Однако параллели с фильмом были столь очевидны, что только ленивый в то утро не покричал «Лошадка!», вглядываясь в прибрежную дымку.

Капризы погоды отменили или сдвинули почти все фестивальные мероприятия в Питере, кроме встречи Норштейна со зрителями и церемонии закрытия «КРОКа». Гран-при получил замечательный фильм Светланы Филипповой «Брут». Это сильная работа, без лишней патетики рассказывающая об оккупированной фашистами Праге. Снять такое простое, но в то же время проникновенное кино наверняка было непросто, поэтому высшая награда вручена, на мой взгляд, вполне справедливо.

12-1_Крок

Алена Самсонова

Кинодокументалист, член Союза кинематографистов России.

Фото автора

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета» № 16-17 (83-84) за 2015 год

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *