«Для того дорога и дана…»

6-1_Барды на Экспо 2015

Судьба авторской песни в Самаре последние лет двадцать закономерно разделяет судьбу отечественной культуры.

На фото: выступление грушинского десанта на всемирной выставке «Экспо 2015» в Милане.

Пользуется государственной поддержкой, все отчетливее приобретает значение региональной скрепы: Грушинский клуб занимает прочную позицию; барды других творческих объединений – осколки некогда единой Атлантиды – продолжают свою просветительско-мемориальную работу на не самых известных площадках города. «Кто более матери-истории ценен?» – интересовался просто поэт, не автор и не исполнитель. А что касается авторской песни – нужно ли оценивать, можно ли говорить об этом явлении в завершенном времени? Тем более, начинается новый сезон…

Сбывшаяся мечта

Помимо традиционного фестиваля, который в этом году прошел на своем исконном месте и в проверенном формате, в жизни САМАРСКОГО КЛУБА АВТОРСКОЙ ПЕСНИ ИМЕНИ ВАЛЕРИЯ ГРУШИНА произошло знаменательное событие, которого долго ждали: в начале сентября делегация Грушинского фестиваля приняла участие в переходе легендарного парусника «Крузенштерн».

«Эти паруса были давней мечтой грушинцев», заметил президент клуба Борис Кейльман. Команду легендарного парусника и самый известный фестиваль авторской песни связывает крепкая дружба, и в планах клуба этот морской переход значился уже давно. Однако только в 2015 году – при поддержке губернатора и правительства области – идея грушинского клуба, художественного руководителя фестиваля Олега Митяева и председателя жюри фестиваля Александра Городницкого воплотилась в жизнь: делегация клуба приняла участие в переходе парусника от Монте-Карло до Генуи и представила нашу область на всемирной выставке «Экспо-2015» в Милане. Представляла не только область, но и уникальное культурное явление – российскую авторскую песню.

Всей своей историей, своим влиянием на культурную жизнь региона Грушинский клуб заслужил и подтвердил звание визитной карточки Самарской области.

В выставке (а она работает с 1 мая по 31 октября) принимают участие 145 стран, которые демонстрируют свои открытия и достижения. По подсчетам организаторов выставки, ее посетителями стали 20 млн человек. Среди них были и любители авторской песни – наши соотечественники, которые живут в Европе.

Для гостей выставочного павильона Грушинский клуб представил презентацию фестиваля и концертную программу, где в юбилейный год Великой Победы прозвучали любимые и знакомые с детства песни. «Многие слушатели подпевали, а когда звучали военные песни, мы видели на глазах людей слезы, – вновь переживает волнующий момент Борис Рафаилович. – Трудно описать атмосферу, царившую в зале, когда все вместе пели «Катюшу».

В Монте-Карло в театре «Форт Антуан» состоялся концерт, на котором выступили Леонид Сергеев, Тимур Шаов, Лариса Брохман, Грушинское трио. А потом был переход на «Крузенштерне»: два больших концерта на палубе барка, показ видеороликов и фотовыставка о фестивале. Причем экспозиция выставки стала подарком команде барка.

Грушинский клуб открыл сезон. Впереди – работа по подготовке фестиваля, планированию зимних концертов и многое-многое другое. Это приятные хлопоты.

На добрую память

Почти тридцать лет в состав творческого жюри Грушинского фестиваля входил Борис Васильевич Скиба. С Исаем Львовичем Фишгойтом они придумывали малые грушинские фестивали в районах области, городские фестивали самодеятельной песни – делали все, чтобы бардовское движение не только расширилось географически, но и обрело поддержку «на местах», получило подпитку в молодежной среде.

«Мы прекрасно понимали, что на пустом месте лауреаты Грушинского фестиваля не рождаются», заметил как-то в интервью И. Фишгойт. И если любовь к авторской песне, вкус к хорошим стихам, искренность исполнения можно воспитать, то почему нельзя воспитать и уважение к собственному прошлому, воспитать память?

В марте 1999 года умер Б. В. Скиба. В октябре 1999 года Исай Фишгойт и Лев Сандлер начали проводить «СКИБИНЫ ПЕНИЯ». С 2013 года «Скибины пения» посвящены и И. Л. Фишгойту. «Традиционно с октября по май мы проводим концерты, рассказывает Лев Абрамович. Раз в месяц в литературно-музыкальной гостиной Центра социализации молодежи собираются старые поклонники авторской песни и новые участники, которые знают и любят знаменитые, «поколенческие» песни 1960–70-х гг., пишут и исполняют свои».

6-1_Лев Сандлер

«Скибины пения» проводятся при поддержке Союза бардов Самары и пользуются успехом у своей аудитории. «Публика поменялась – раньше были туристы, теперь – преимущественно люди старшего возраста, – печально констатирует Л. Сандлер. – Хотя именно авторская песня может помочь в духовном и патриотическом воспитании молодежи. Но, к сожалению, кроме Ольги Паньшиной, которая занимается со школьниками в КСП центра внешкольной работы «Поиск», вспомнить того, кто оценил бы этот потенциал авторской песни, не могу».

Смена вех

«Сезон мы завершили 2 октября слетом «Бардовский круг», – рассказал Алексей Попов, председатель совета КСП «САМАРСКИЕ БАРДЫ». – Теперь планируем перейти к нашей постоянной работе – организации фестиваля «Мир бардов», концертов и творческих встреч, проведению интернет-конкурса. Мы впервые в России начали проводить его – и вот завершили 10-й сезон. Его итоги и растущая популярность подтверждают, что найден наиболее оптимальный формат поиска и поддержки авторов-исполнителей в современных условиях».

Интернет сегодня дает бардам множество возможностей: поиск единомышленников практически повсюду, даже в Новой Зеландии; присутствие на «очном» концерте предпочтительно, но и отсутствие не критично, не возникает организационных проблем с площадками и залами. Еще – не в последнюю очередь – нет проблем с аудиторией: она своя, близкая, родная, всегда поймет и простит. И сегодня для бардов именно вопрос аудитории является судьбообразующим.

«То, что делают современные барды, неинтересно широкой публике, – размышляет А. Попов. – Я не раз замечал, что старые песни вызывали ассоциации с моей собственной жизнью, новые рассказывают мне о том, что волнует конкретного исполнителя. Изменилось время, люди – Татьяна Храмова, победитель нашего второго фестиваля, в 1960-е гг. была бы известна, популярна, цитируема. Сегодня у нее есть свои поклонники…»

6-1_Мир бардов

На фестиваль «Мир бардов» приезжают участники из Тольятти, Новокуйбышевска, Ульяновска, Димитровграда. Но это небольшие очаги бардовской песни, для которых Самара является центром притяжения. Большинство исполнителей вряд ли станут лауреатами «больших» фестивалей, но песни их, как полагают «Самарские барды», обладают одним несомненным достоинством – они абсолютно новые, оригинальные.

***

Сезон 2015 – 2016 гг. открыт. Ближайшие перспективы авторской песни в Самаре более или менее ясны. Что будет дальше? Скорее всего, все будет хорошо: авторская, бардовская, само-деятельная песня сочиняется обычными людьми для обычных людей, исполняется с душой, а потому переживет и пренебрежение, и чрезмерную заботу – выживет, одним словом.

Виктория Трифонова

Кандидат исторических наук, доцент Самарского института РЭУ, член Союза журналистов России.

Опубликовано в издании «Культура. Свежая газета», № 18 за 2015 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *