События:

В ожидании большого скачка

5 февраля 2016

фн-52

Сейчас, когда я пишу эти строки, эксперты и самарцы еще тусят в Музее Модерна. Но стратегическая сессия, посвященная будущему фестивалю «Жемчужина на Волге», уже стала историей. Новейшей историей самарской культуры.

Что это было?

Три дня приглашенные эксперты самого высокого уровня и Самарская общественность разрабатывали концепцию фестиваля, стратегию его развития и место на культурной карте России.

Фестиваль, пробная версия которого прошла в прошлом году, был очень тепло, с энтузиазмом, принят горожанами. Самкульт неоднократно писал об этом здесь и здесь. «Жемчужина на Волге» задумывалась, как новый формат городского праздника и именно в этой форме удалась. Даже пилотный вариант очень выгодно отличался по атмосфере и общему посланию к пришедшим. Благо, можно было сравнить — на следующий день, практически на той же площадке проводила свой праздник городская администрация. Очереди за халявной раздачей микропризов. И все, как один, — Nestle-Россия, Gallina Blanca принадлежат совсем не нам. Это даже не раздача гуманитарной помощи… Вокруг этого триумфа потребл…. библиотеки проводят мастер-классы, ну, и кто во что горазд из состава подведомственных и кого-там-еще-может-построить-администрация. Люди там везде хорошие и делают свою работу честно, но почему-то не зажигает людей этот праздник.

А вот энергетика «Жемчужины на Волге» зажигает. Глаза, сердца — люди видят, как можно придумать праздник, и уже это вызывает у них такой вал позитива, который трем первым властям не оседлать. Просто праздник был сориентирован на современные запросы горожан, а не на указание сверху.

Презентация, самая первая — еще до пилотного выпуска, проходила на iВолге, где проект был одобрен федеральным министром и представителем президента по ПФО. Проект знаковый. Потому что это действительно первая внятная попытка исполнительной власти создать интересное на международном уровне развлекательное событие не директивным путем, а по нормальной цивильной схеме развития проекта. Civil rights. О причинах такого движения можно говорить отдельно, но пока отметим, что даже самые передовые самарские проектные идеи не дотягивают до того уровня, который, например, ФИФА считает само собой разумеющимся. А чемпионат грядет! Об этом говорил на открытии стратегической сессии Артур Лактюхин, занимающийся вопросами соответствия Самары как города, принимающего чемпионат, требованиям ФИФА. Он сразу же сказал, что название не может быть только русским. Фестиваль не должен оставаться моноязычным. Необходимо сразу же привлечь сообщества иностранцев, живущих в Самаре… Самкульт планирует сделать с Артуром Лактюхиным отдельное интервью. Его выступление на открытии было, пожалуй, самым ярким в первый день. Всем запомнилась фраза Артура о том, что Чемпионат мира — это для Самары шанс, который выпадает один раз на жизни нескольких поколений.

Причем здесь фестиваль набережных? Дело в том, что потенциал и высокий интерес пилотной версии вызвал у всех организаторов и участников устойчивое мнение, что фестиваль нужно не просто провести в начале лета, но подготовиться, и сделать его масштабным, продуманным, имеющим толстый длинный хвост и выдержанным в рамках некой единой стратегии, построенной на основе концепции. С идеями в основе этой концепции.

Идеями отличия и уникальности, а чем еще? На семинар были приглашены лучшие. Масштаб проектов реализованных экспертами — фестиваль книг на Красной площади, музей в Перми, «Архстояние» и т.д. По скромному мнению, это и был основной успех стратегической сессии — впервые начали делать качественный культурный продукт с привлечением экспертов, местных ресурсов и всех, кому небезразлично. Да, можно снова посетовать, что людей было не так много и местные лидеры мнений предпочли не участвовать или пытались продвинуть свои проекты в рамках заданий сессии. Это совершенно нормально. Даже раздражающая многих интеллектуалов манера экспертов писать какие-то бесконечные каракули на листах, срывая их и перескакивая из ниоткуда в никуда, как кажется на первый взгляд. Да, приезжие знаменитости не имели кролика в цилиндре, но они честно пытались понять и помочь, и это гораздо важней, чем если бы “вдруг”, “совершенно случайно” у них оказалось что-то “подходящее для вашего региона”. Здесь очень важно, не то, что написано на сорванных листах, а то, что люди уже реализовавшие такие, и даже гораздо более масштабные проекты, рассказывают и показывают, как они это делали. С какой стороны подходили. И вот с этими подходами ситуация, кстати, стала намного понятней. Это тоже большой позитивный итог стратегической сессии — формируется нормальное качественное событие не в пожарном, истерическом стиле, а правильно. С учетом. Да, отдельной сессии про маркетинг не было и про оригинальные сувениры говорилось больше к слову, чем по делу. Но теперь у фестиваля появилась собственная коммерческая политика и это не повод для сарказма.

“Рок над Волгой” погиб, в частности, еще  и потому, что в своем агрегатном состоянии не имел нормальной коммерческой базы. Бюджет платил миллионы за артистов и охрану, тысячи людей ехали на халявный Rammstein, а кто-то делал миллионы за день просто на продаже минералки. И все это ни в какую единую схему не увязывалось. “Бюджет” даже не мог потребовать чтоб на минералке появился герб Самары, например. Но не потому что такой хороший, а просто механизмов не было. А мы ведь хотим чтоб фестиваль привлекал к нам людей, туристов. Деньги приносил. Поэтому организовать хотя бы один нормальный современный фестиваль и развить его к 2018 году — задача очень важная. И главный положительный результат этой сессии — она состоялась и вывела всю ситуацию с праздником на принципиально другой уровень. Не только дискуссии, мол, болтать все могут, но и новый уровень подготовки, смысла, длительности проекта. И это мощный сигнал для самарской общественности — в культурной политике происходят серьезные сдвиги.

Вечер четверга в музее модерна был невероятно живописен. В разных залах среди антропософских картин в окружении проекторов, кулеров, досок, бумаг, стаканчиков — везде работали люди. Три рабочие группы обсуждали фестиваль с разных сторон, готовили свои концепции и рабочие предложения. Дискуссия кипела. Люди не просто обсуждали интересное им. Они творили. В прекрасном здании особняка в самом центра Самары. А в зале, где идет выставка часов, Илья Саморуков спорил с известным художником Шабуровым об искусстве, и эксперты с руководителями министерства делились какими-то идеями или воспоминаниями. Необычайная атмосфера. Очень вдохновляющая.

Сакульт еще расскажет о стратегической сессии и ее участниках более подробно. Это не реклама, но праздник к нам приходит! Давайте делать его вместе.

Эксперты- участники в стратегической сессии.

Руководитель проекта сессии:

Инна Прилежаева – директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры, эксперт и практик в области социокультурного проектирования, событийного менеджмента.

Ведущий сессии:

Юлия Рыбакова — советник по маркетингу культурных рынков Ассоциации менеджеров культуры, эксперт в области социокультурного проектирования, региональных культурных продуктов, управления проектами, постановки системы управления событийными проектами.

Эксперты сессии:

Наиля Аллахвердиева – зам. директора Пермского музея современного искусства, эксперт и куратор программ паблик-арта и стрит-арта.

Любовь Кузовникова – менеджер культуры, эксперт и практик в области событийного менеджмента, куратор международных проектов современной культуры в России и Норвегии. 8 лет возглавляла в качестве арт-директора международный фестиваль Barents Spektake (Киркенес, Норвегия), ставший одним из самых успешных международных кросс-культурных проектов, визитной карточки Киркенеса.

Дария Женихова – директор компании «Культура потребления», программный директор Главной сцены фестиваля «Книги России» на Красной площади, куратор проекта Urban Art Nations

Антон Кочуркин – архитектор, куратор международного фестиваля ландшафтных объектов Архстояние, автор концепций пространственного развития ландшафтных парков методами событийной архитектуры.

Александр Шабуров – художник, публицист, автор и разработчик концепции международного проекта «Новый музейный сувенир», эксперт в области конструирования локальных мифов и актуального краеведения.

Дарья Беглова – креативный директор, 2013 – 2015 креативный директор парка Горького (Москва).

 

Aviasales

  • 99
    Shares

Оставьте комментарий