Честно признаюсь: я не особо уважаю глаголы повелительного наклонения, политику и эстонский кинематограф.
Все это в избытке присутствовало на фестивале активистского документального кино «ДЕЛАЙ ФИЛЬМ». А точнее, на «эхе» фестиваля, проходившем в Самаре в минувшие выходные. И тем не менее представленные фильмы оказались достойными и любопытными.
В качестве справки: «Делай фильм» – это фестиваль документальных фильмов о городских инициативах, гражданских активистах, уличных художниках, социальных предпринимателях, а также о Других – исключенных и невидимых людях и сообществах. В Москве фестиваль «Делай фильм» – третий по счету – прошел в ноябре 2015 года. Главная тема работ была заявлена как «активизм по-соседски». А в наш город «делай-фильмы» попали по инициативе режиссера-любителя Алины Алиевой (она же выбирала, какие именно картины увидят самарские зрители).
***
Всего на «эхе» фестиваля было представлено восемь киноработ – из России, Франции, Эстонии, Румынии и Беларуси. У меня была возможность посмотреть половину представленной программы. Поэтому о ней – подробнее.
Фильм «Пока ты здесь» российского режиссера Кирилла Плешкевича – история о социальной реабилитации пациентов наркоклиники с помощью арт-терапии. Надо сказать, что показанным в фильме персонажам сильно повезло. Во-первых, с главврачом, чьи недолгие, но любопытные монологи представлены в начале и в финале картины. В частности, он высказывает любопытную мысль о том, что алкоголь – это единственная настоящая русская вера. То есть наш человек пьет, надеясь хотя бы в этом состоянии найти бога. Такая вот «истина в вине».
Ну и, во-вторых, пациентам наркоклиники представилась любопытная возможность поискать ответы на жизненные вопросы не через водку, а через искусство. В чем им помогали молодые актеры, которым самим было любопытно происходящее.
Театральные игры применительно к бритым мужичкам со спившейся внешностью выглядели порой забавно. Например, когда пациентов попросили к собственным именам добавить характеризующие их прилагательные. Прозвучали сочетания: «Сеня мутный», «Леха обычный» и «Сергей здоровый».
Из показанной – преимущественно с пиксельными лицами – группы героев авторы фильма выделили мужчину, чьи монологи о пропащей жизни и поиске ее смысла любопытно иллюстрировались театральными пластическими этюдами.
Бóльшая часть рассказа была посвящена давно утраченной первой любви. Я как зритель поневоле ожидала традиционной развязки, когда в финале картины олицетворение первой любви возникнет из ниоткуда и счастливая пара отправится рука об руку в сторону заката. Однако режиссер был небанален. Под занавес картины герой накладывает клоунский грим и вместе с девушкой-актрисой развлекает детишек – вероятно, в детском доме.
Клоун из него, прямо скажем, никакошный, но затевалось все не ради демонстрации перевоплощения. Важнее печально-бытовой монолог о будущем, произнесенный героем, так и не снявшим клоунского грима (своеобразный парафраз горинского «улыбайтесь, господа!»).
Любопытен и эпилог фильма, отталкивающийся от транспаранта на стене наркоклиники: «Пока ты здесь, мир живет без тебя!». В последних кадрах фильма разные люди заканчивают фразу «Пока ты здесь…» по-своему: «Пока ты здесь, мы станем друзьями!», «Пока ты здесь, я рядом!»… Но самый последний юноша задумывается и не находит варианта – режиссер дает возможность зрителям сделать собственный выбор.
***
Фильм «Пепел и деньги», сделанный режиссерами Тийтом Ойясу и Эн-Лисом Семпером, – киноистория о том, как актеры эстонского театра «NO99» решили поиграть в политику. А именно – запустить пиар-кампанию придуманной ими партии «Единая Эстония» и посмотреть, что из этого выйдет. Так сказать, «День выборов» по-прибалтийски…
Затея удалась. Внимательно изученные политические ходы и приемы, помноженные на актерское мастерство «партийного руководства», сделали свое дело: Эстония о «партии» узнала, настоящие политики всерьез забеспокоились, СМИ подхватили, и в финале акции огромный зал в семь тысяч человек аплодировал театральной «партии».
Что касается кинематографических достоинств картины, то я бы применила эпитет «добротно зафиксированное событие». На многих кинофестивалях – российских и международных, где был представлен фильм «Пепел и деньги», к нему чаще всего применяли слово «скандальный». Но я полагаю, оно больше относится к самому событию, нежели к его экранному воплощению. Тем более что скандал продолжительностью 98 минут, на мой субъективный взгляд, несколько затянут.
***
«Выходные» режиссера Марии Сорокиной – это новеллы о московских волонтерах, которые свои субботы и воскресенья, в отличие от многих граждан, посвящают не отдыху, а благотворительной работе в зоопарке, доме престарелых и иных местах, где требуется помощь добровольцев.
Эту киноработу отличает, прежде всего, отсутствие навязанного нравоучения и неспешная фиксация событий, из которой внимательный зритель сам может извлечь необходимую информацию. Люди просто пришли, сделали свое дело и ушли. Никаких подчеркнутых благодарностей. Фильм на твердую четверку.
***
Заключительный фильм показа оказался подарком для самарских зрителей. Во-первых, потому, что картина «Том Сойер Фест: ходящие по лесам…» была сделана у нас, в Самаре, и нашим человеком – Демианом Моргачевым. И, во-вторых, потому, что это оказалось действительно хорошее документальное кино, включая операторскую работу, монтаж, а также продуманность монологов.
Сюжет таков: минувшим летом группа самарских добровольцев восстановила три старых дома на улице Льва Толстого. Рассказано об этом через закадровые интервью непосредственных участников событий. А в кадре они занимаются делом – шкурят, строгают, красят.
Как и в фильме «Выходные», педалирование положительных моментов в фильме Моргачева отсутствует. Но, в отличие от картины о московских волонтерах, здесь видны личности – живые, интересные, с нескрываемыми недостатками. Но самое главное, после просмотра фильма возникает совершенно искреннее чувство возрождения города Самары – в постройках, в искусстве и в душах людей, в нем живущих…
Алёна Самсонова
Кинодокументалист, член Союза кинематографистов России.
Фото Андрея Хоря
Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 2 (90) за 2016 год