События: ,

«Преображение» юных художников

15 февраля 2016

IMG_1549

Из учебных классов, залитых мягким дневным светом, доносится едва уловимый шорох карандашей. В аудиториях хаотично расставлены мольберты. На прикрепленных к ним листах юноши и девушки – одни сидя, другие стоя – старательно вырисовывают вазы и гипсовые головы.

Многие молодые художники творят в наушниках, некоторые даже притопывают или кивают головой в такт музыке. Любимые мелодии вдохновляют и помогают справиться со стрессом: рисунок нужно закончить за четыре астрономических часа, причем без помощи педагога. Самым талантливым юным живописцам области действительно есть из-за чего переживать: на кону – победа в престижном региональном конкурсе изобразительного искусства «ПРЕОБРАЖЕНИЕ».

Как корабль назовешь, так он и поплывет. Возможно, по этой, но далеко не единственной причине областной конкурс с таким воодушевляющим именем на протяжении вот уже девятнадцати лет с легкостью преодолевает любые штормы и точно не собирается заканчивать свое продолжительное путешествие. С каждым годом в нем принимает участие все больше молодых дарований – воспитанников художественных школ, гимназий, лицеев, центров внешкольного образования, детских домов культуры и училищ из разных уголков губернии. А благодаря блестящему штурману – Агентству социокультурных технологий – состязание заручилось поддержкой регионального минкульта и получило статус одного из самых авторитетных в губернии.

К слову, в 2014 году «Преображению» присвоили имя Юрия Ивановича Филиппова, заслуженного деятеля искусств России и известного самарского живописца. Его работы хранятся в музеях областной столицы, Русском и Третьяковке, украшают частные собрания во Франции, Канаде, Бельгии, Германии и других странах. А чтобы перечислить все регалии художника, не хватит и целой газеты.

Традиционно конкурс «Преображение» проходит в два этапа. Первый – домашнее задание: в этом году на суд жюри участники представили композицию и натюрморт. Второй – очный – гораздо сложнее. В учебных классах Самарского художественного училища имени К. С. Петрова-Водкина ребята рисуют с натуры. За процессом пристально наблюдают представители оргкомитета. Конкурсантам помощи ждать неоткуда: преподаватели к ним не допускаются, а значит, начинающие художники обходятся без ценных наставлений и правок своих патронов. По заверениям организаторов, только так можно понять, на что участники способны на самом деле.

«В академическом исполнительстве, будь то музыкальное, изобразительное или театральное искусство, мы придерживаемся определенных традиций в обучении и воспитании детей, – рассказывает заместитель директора по научно-методической деятельности АСТ Ираида Миронова. – Оценивая работу, члены жюри в первую очередь обращают внимание на то, как конкурсант в полной мере освоил базу, как он владеет тоном и цветом, знаком ли он с принципами композиции и т. д. Ведь эти базовые знания – фундамент для творческого становления молодого художника».

Когда все вокруг быстро меняется, старое рушится, а новое не успевает закрепиться, такая приверженность основам и традициям весьма похвальна, особенно если она аккуратна и ненавязчива. В жесткие рамки ребят никто не загоняет: в их распоряжении штрих, тон, композиционные решения – инструменты, благодаря которым авторы могут продемонстрировать в рисунке свою индивидуальность.

Организаторы подчеркивают, что «Преображение» – конкурс профессионального мастерства. Отсюда и название: главное – увидеть, как человек в процессе обучения преображается в маститого художника. Кроме того, по конкурсным работам оценивается и общий уровень образования, его качество, а также пробелы в системе, которые впоследствии необходимо заполнить.

В этом году в состязании по изобразительному искусству приняло участие рекордное количество молодых художников в возрасте от 13 до 22 лет – 160. Среди них немало дебютантов и тех, кто борется за звание лауреата далеко не первый раз. Екатерина Митрофанова, воспитанница Самарского художественного училища имени Петрова-Водкина, пробует свои силы в «Преображении» четвертый год подряд. Несколько раз девушка занимала призовые места, но до столь желанного первого дотянуться ей пока не удалось: «Преображение» – своеобразный экзамен, настоящая проверка моего мастерства. Ведь большинство конкурсов – заочные. Все, что от меня требуется – отправить работы, нарисованные на заданные темы, и ждать результатов. А здесь на очном этапе можно оценить собственные возможности, посмотреть, на что способны сверстники, вдохновиться работами старших товарищей. Кстати, это еще и отличная практика».

И все же, несмотря на уникальность и престижность, «Преображение» – лишь небольшой шаг юного дарования на тернистом пути завоевания различных стипендий и премий – губернаторских и президентских. Конечно, диплома лауреата одного-единственного конкурса недостаточно – нужна целая стопка. Да и ценных подарков за участие в «Преображении» художникам никто вручать не собирается. По завершении конкурса призеры бережно вложат почетные листы в свои портфолио. А без увесистой папки, как утверждают организаторы, поступить в среднее специальное и высшее учебное заведение сейчас крайне сложно. Но мы ведь знаем, что не ради портфолио, премий и ценных подарков творят настоящие живописцы…

Мария Акимова

Фото автора

Опубликована в издании «Культура. Свежая газета», № 2 (90) за 2016 год

pNa

Оставьте комментарий